Искусствоведы и маститые критики заговорили о творчестве Евгении Владимировны уже после первых больших выставок. Ранние произведения Евгении Вихровой ассоциировались с блоковским Петербургом, с «шелками и туманами». Сейчас ее работы выставляются в Эрмитаже, Русском музее, находятся в частных коллекциях в России, США, Франции, Норвегии, Финляндии, Японии.
Творчество Евгении Вихровой, ленинградки по рождению, навсегда останется связанным с Новгородской областью. Почти 20 лет она проработала художником Чудовского завода «Восстание», именно здесь была создана большая часть ее работ.
Но в 1994 году завод перестал существовать в своем прежнем качестве, и для художницы начались непростые времена. Композиции из стекла заменили графические и акварельные работы, основным делом стало преподавание на кафедре керамики и стекла в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Тем не менее работу с художественным стеклом Евгения Владимировна не забросила. Правда, новые композиции теперь появляются достаточно редко. Одна из последних — «Венеция зимой». Работа не просто монументальная, но и резкая, четкая, ясная. В одной детали — хрупком, бело-серебряном яблочке — ощущается и острота, и свежесть зимы, и театральность, блеск прекрасной Венеции.
Кстати, яблоко может показаться неким символом творчества Евгении Вихровой, оно переходит из одной композиции в другую. Белое, красное, прозрачное — из стекла, и акварельное в «Натюрморте с яблоками» или в картине «Цветы и яблоки». Сама художница никак не объясняет этот факт, лишь слегка пожимает плечами: «Я люблю яблоки». А самой памятной для себя работой называет набор «Цветущий сад», созданный в 1970-е годы. «Я начинала с линейных форм, — объясняет автор, — а в этом наборе все в маленьких цветочках, расписывать его надо было иначе, чем все, что я делала раньше».
Борис Непомнящий, народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, как старый товарищ, называет Евгению Владимировну Женечкой и вспоминает, что она всегда очень выделялась среди других художников — тонкостью, лиричностью, нежностью. Сетует, что искусство художественного стекла загублено у нас в стране, что мастерам своего дела сейчас просто негде работать, развиваться. И еще отмечает, что у Евгении Владимировны совершенно блестящие графические работы, по которым сразу можно понять, что создавала их женщина и петербурженка, ведь петербургская школа особенная, узнается везде и всегда.
Владимир МАЛЫГИН (фото)