Не менее интересные факты легли в основу других докладов. Оказывается, на Руси уже в XI—XII веках существовала конкуренция среди живописцев, и заказчик храма мог выбирать, кто именно из художников распишет церковь или собор. Это хорошо видно на примере Антониева монастыря.
— Как известно, этот храм строился в два этапа: первый из них охватывает 1117—1119 гг. В это время в Новгороде действовала артель фрескистов, которая расписывала Софию и Николо-Дворищенский собор. Казалось бы, Антоний должен был воспользоваться услугами этих художников, но он не стал расписывать храм сразу после возведения, — говорит искусствовед и реставратор Владимир САРАБЬЯНОВ. — Происхождение мастеров, расписывавших в итоге Антониев монастырь, неизвестно, но они явно не относятся к тому направлению, которое использовалось при оформлении Софии.
По итогам конференции будет выпущен сборник с докладами участников, где можно будет узнать эти и другие интересные факты.
Фото из архива «НВ»