Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается, например, в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все их виды назывались финифтью, и только в XIX веке старинное название сменилось на новый термин — эмаль.
— Техника горячей эмали сложна и трудоёмка, — говорит куратор проекта, доцент академии имени А.Л. Штиглица Ольга ЛЫСЕНКОВА. — Медная тоненькая пластинка, прежде чем на неё будет нанесена живопись, предварительно обжигается, шлифуется и грунтуется с задней стороны. И только после всех предварительных работ можно начинать писать.
В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от пяти до ста обжигам. Вмешиваться в процесс взаимодействия эмали и высоких температур художник не может, поэтому многое при создании очередного произведения достигается эмпирическим путём. Как видно, процесс этот не только трудоемкий, но ещё и вредный, но, как говорят эмальеры, искусство требует жертв. Зато в итоге получается неповторимое произведение, сохраняющее свою прелесть на века.
Впрочем, даже люди далёкие от искусства хоть раз, но сталкивались в своей жизни с эмалью. Стекловидные покрытия по металлам активно используются в бытовых целях — все знают о эмалированной посуде и ваннах.
В залах музея можно увидеть совершенно разные работы: от образов святых до изображений современных туристов, гуляющих по Петербургу, и просто абстрактные декоративные картины. На выставке представлены произведения искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Екатеринбурга, Ставрополя, Волгодонска, а также Румынии и Испании.
— К сожалению, в таком виде, в каком представлена экспозиция в Великом Новгороде, её уже никто не увидит: выставка будет расформирована, — говорит Татьяна КОВША, президент Международной Гильдии Мастеров. — Так что спешите видеть.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)