Объект государственного значения
Этот храм был построен в 1682—1688 годах на месте одноименной каменной церкви XIV века в честь иконы Знамения Божией Матери, особо почитавшейся новгородцами. По легенде, когда Новгород был осажден войсками суздальцев, он был не готов к обороне. Уповать оставалось только на небесные силы. Несколько дней молился архиепископ Илия о спасении города. По воле свыше пошел он в Спасскую церковь, взял там икону Знамения Божией Матери и поставил ее на крепостной стене лицом к нападавшим. Одна из стрел суздальцев попала в святую икону, и свершилось чудо. Икона сама отвернула свое лицо от нападавших и источила слезу. Тут же суздальцев постигла слепота, а защитники города разбили врага. На чудотворной иконе, находящейся сегодня в Софийском соборе, и сейчас под левым глазом Богородицы виден след от той стрелы.
Собор, который мы видим сегодня, сооружался на средства казны Софийского дома. Главным инициатором и организатором строительства выступал новгородский митрополит Корнилий, известный широкой деятельностью по возведению храмов в Великом Новгороде.
Как можно узнать из книги Людмилы Секретарь и Татьяны Царевской «Знаменский собор», материальные затраты были значительными. В то же время, в 1686 году, по указу государей Петра и Иоанна Алексеевичей из казны Софийского собора были взяты деньги на военные расходы, что привело к «замораживанию» стройки. Впрочем, благодаря вмешательству митрополита Корнилия, обратившегося за помощью к духовному отцу государей Меркурию Гавриловичу, бывшему протопопу Софийского собора, деньги на достройку Знаменского храма были отпущены уже из государственной казны.
— Однако утрата Новгородом в конце XV века экономической и политической независимости, влияние Москвы сказались на нашей школе зодчества и живописи, — дополняет ведущий научный сотрудник Новгородского государственного музея-заповедника, доктор искусствоведения Татьяна ЦАРЕВСКАЯ. — Что мы и видим на примере Знаменского собора.
В его сооружении принимали участие и новгородские строители, и мастера, приглашенные из других городов России. Так, один из подрядчиков, поставлявших кирпич для строительства, был выходцем из волжского города Балахны — одного из крупных центров кирпичного производства. Известны имена еще двух кирпичников: Якушки Щербакова и Трофима Ульянова. Часть кирпича изготавливалась у нас, в Колмове, где Софийский дом имел собственные кирпичные сараи. Кирпич у подрядчиков получали, кроме служителей Софийского дома, стрельцы Московского нового приказа Сава Андронов и Сава Якимов. Вклад в сооружение Знаменского собора внесли и новгородские мастера-плотники, которые в 1687 году делали полы и тесовые кровли. Одну артель возглавлял бобыль (безземельный крестьянин) Софийского дома Иван Полянский, другую — посадский человек Семен Алексеев. Стилистическое сходство собора и колокольни с ярославскими и костромскими постройками, как отмечает Людмила Секретарь, позволяет предполагать участие в каменных работах мастеров из Поволжья.
Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы XVII века.
Здание разделено на два этажа. На галереи собора раньше вели три симметричных крыльца-всхода, решённые в традиционной для XVII века манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. На сегодняшний день сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено.
Красотой наружу
Существующий комплекс подворья со Знаменским собором в центре с 1992 года является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Его ядро составляют постройки конца XVII — начала XVIII веков: Знаменский собор, колокольня и Святые врата с кельями.
Однако простых обывателей храм привлекает прежде всего фасадной росписью и необычным декором: помимо фресковых композиций фасады Знаменского собора украшают яркие изразцовые фризы.
— На самом деле фасадная роспись существовала ещё и в старину, — отмечает Татьяна Царевская. — Скажем, в церкви Спаса на Ильине улице сохранились несколько фасадных фресок и небольшие остатки росписи в нишах. Но живописные композиции такого характера и объёма, как на Знаменском соборе, — единичны. Такая роспись является поздней традицией, связанной с искусством XVII века, когда роспись уже не носила характер какой-то отдельной школы — костромской, новгородской.
Живописные работы на храме выполняла также сборная артель, художники самых разных регионов: Костромы, Нижнего Новгорода, Ярославля. И поскольку собор посвящен иконе Богоматери Знамения, центральный образ росписи — Богоматерь Знамения и сонм новгородских святых.
Кстати, если фасадную роспись, точнее — её сохранившуюся часть, сегодня может увидеть любой желающий, то иконы из некогда значительного собрания Знаменского собора — лишь в музеях: в выставочных залах Русского музея, Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. А к чудотворной иконе Богоматери «Знамение», как и сотни лет назад, выстраиваются многочисленные очереди, чтобы приложиться к святыне и попросить о помощи и заступничестве.
Врата в рай
Помимо внешнего декора, несомненно, особое внимание привлекают и Святые врата собора, представляющие собой два сквозных проёма (большой и малый) с арочными завершениями, крытыми двумя бочками. Изначально Святые врата служили парадной стороной всего комплекса и главным входом. И сегодня, как сотни лет назад, проёмы закрыты деревянными решётками. На склонах арок и над проёмами с двух сторон можно видеть живопись начала XVIII века.
Но несмотря на свою уникальность Знаменский собор в последние годы ни разу не попадал в программы реставрации памятников архитектуры. Даже год назад, когда в Великом Новгороде в рамках подготовки к 1150-летию областного центра ремонтно-реставрационные работы на памятниках архитектуры велись полным ходом, Знаменское подворье в список реставрируемых объектов так и не попало.
— Знаете, у этого памятника вообще странная судьба, — отметила тогда заместитель генерального директора НГОМЗ по реставрации и капитальному ремонту недвижимых памятников Лариса БАННИКОВА. — Неоднократно мы пытались ввести его в разные реставрационные проекты, и лишь однажды по программе «Культура» Минкультуры выделило на него 500 тысяч рублей. И это при том, что только на выведение его из аварийного состояния по тем временам нужно было три миллиона.
И это, надо думать, неслучайно. Видимо, памятник зодчества таким образом отрицает наше желание его просто подкрасить-подмазать. Фасадными работами здесь не ограничиться. В первую очередь нужно серьёзно заниматься инженерным проектом: на сегодняшний день этот памятник находится в аварийном состоянии. В здании галереи есть серьёзные конструктивные трещины, нужно провести инженерное укрепление всего комплекса и только потом приступать к реставрации. В этом году, как рассказала Лариса Георгиевна, Знаменский собор ещё раз испытает свою судьбу: музей подаёт заявку на участие в федеральной программе «Культура России» на 2011 год. Если повезёт, будут выделены деньги на создание проекта реставрации.
Впрочем, несмотря на это строительные леса на соборе уже появились. Точнее — на Святых вратах. Здесь сейчас полным ходом идут противоаварийные работы по укреплению кладки сводов и живописи.
— Сложность заключается в том, что врата требуют не частичной, а полной и причём срочной архитектурной реставрации, — говорит работающий на объекте художник-реставратор Дмитрий ЧЕРЕМИСИН. — Сейчас мы пытаемся прикрепить древнюю штукатурку в буквальном смысле к воздуху, так как под ней находятся раздробленный кирпич и пустота. Пустоты мы заполняем специальным раствором, но чем быстрее здесь начнутся ремонтно-реставрационные работы, тем в лучшем состоянии удастся сохранить памятник.