Нет, рога животных к этому коллективу не имеют никакого отношения. А вот охотничьи — самое что ни есть прямое. Потому как именно они в XVIII веке стали прототипом новых музыкальных инструментов.
Об истории возникновения, забвения и возрождения роговой музыки корреспондент «НВ» беседует с художественным руководителем и главным дирижёром «Российского рогового оркестра», чей концерт состоялся в Великом Новгороде, Сергеем ПОЛЯНИЧКО.
— Роговые оркестры появились в России в 1751 году, когда капельмейстер Ян Мареш решил согласовать по звучанию обычные охотничьи рога и соединить их в единый по тембру оркестр, — начал свой экскурс в историю музыкант. — Надо же было как-то веселить и удивлять царицу Елизавету! Он изготовил инструменты, каждый из которых был чуть длиннее другого, за счет чего получился хроматический звукоряд, и появилась возможность музицировать.
Необычайное звучание оркестра очень впечатлило императрицу и высшую российскую знать. Так что в скором времени при царском дворе было организовано два роговых оркестра, примеру царицы последовала и российская знать: Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев и многие другие аристократы организовали подобные оркестры. Очень быстро эта музыка стала известна и модна. Она звучала всюду: от народных гуляний до официальных торжеств. Так что не удивительно, что в итоге забава превратилась в искусство.
— А в чём особенность игры на музыкальных рогах?
— Здесь каждый музыкант исполняет только одну ноту. Казалось бы, в такой игре нет ничего сложного: музыкант должен просто в определенное мгновение сыграть свою ноту. Но «припаять» один звук к другому так, чтобы получился высокохудожественный результат, — дело очень трудоёмкое. В старину, например, если музыкант сфальшивил, его за это избивали плетьми, а иногда могли и убить. Тогда ведь в роговых оркестрах играли в основном крепостные…
Сейчас на всю планету едва ли наберётся больше двадцати человек, умеющих играть на этих музыкальных инструментах, и почти все они — музыканты «Российского рогового оркестра». Ведь игре на данном инструменте нигде не учат. Все азы мы постигали самостоятельно. Другое дело, что нам на помощь приходит образование: мы все — студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты симфонических оркестров и музыкальных театров северной столицы, играем в духовых оркестрах. Так что нам это близко и интересно.
— К какому инструменту по звучанию близки рога?
— По сути это разобранный орган. Его нередко даже называют живым органом. Потому что в качестве механических мехов здесь выступают человеческие лёгкие. Правда, раньше рожечники жили недолго. Потому как тогда инструменты были медные: а от постоянно контакта с инструментом сплав «съедал» организм, и люди умирали в самом расцвете сил и лет. Наши же инструменты изготовлены с добавлением безопасных металлов.
— Кстати, об инструментах: надо полагать, это историческая реконструкция?
— Своего рода да. Все инструменты для нашего оркестра, а их 74, изготовил мастер и музыкант оркестра Владимир Головешко. Изучив музейные и архивные материалы, он сделал расчёты и чертежи, написал формулу каждого инструмента. Прототипом наших инструментов являются медные рога, изготовленные для оркестра специально к коронации Александра III и хранящиеся сейчас в Фонтанном доме. Владимир — один из трех музыкантов в мире, которые освоили искусство аранжировки «роговых» партитур. На основе оригинальных он создает современные партитуры для нашего оркестра.
Сейчас в нашей коллекции есть совершенно разные инструменты: от шестисантиметровых рожков весом в несколько граммов до трёхметровых рогов, весящих, соответственно, уже несколько килограммов. Для таких инструментов используются специальные подставки. Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы.
— Какая музыка подвластна рожечникам?
— Совершенно разная. Наш репертуар держится на трёх китах: классической музыке, духовной и исторической. Марши — это отдельная история: ведь роговые оркестры были и в полках: Преображенском, Егерском. Часто мы играем вместе с симфоническими оркестрами, выступаем с хором и отдельными солистами.
— Что же послужило тому, что роговая музыка ушла в небытие?
— Ничто не стоит на месте. Этому способствовали отмена крепостного права и появление симфонических инструментов, вытеснивших в итоге с музыкальной арены медные рога. Ведь та же валторна, например, по звучанию может заменить половину рогового оркестра.
— Ваш оркестр молодой, основан в 2006 году. Неужели до этого не предпринимались попытки возродить это музыкальное направление?
— Были, и неоднократные. Одна из самых удачных попыток была сделана в 1882 году, когда барон Штакельберг возродил роговой оркестр, приурочив событие к коронации Александра III в 1883 году. Комплект инструментов, созданный по этому случаю и сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в музее Санкт-Петербурга. В последний раз роговой оркестр прозвучал при возведении на престол Николая II, после чего медные рога были забыты. Но, к счастью, как оказалось, не навсегда.