О прошлом, настоящем и будущем мы беседуем с художественным руководителем театра для детей и молодёжи «Малый» Надеждой АЛЕКСЕЕВОЙ.
— Двадцать лет — двадцать новых сезонов, непохожих один на другой. Тем не менее, Надежда Вениаминовна, интересно узнать, какие из спектаклей, показанных на сцене «Малого» за эти два десятилетия, хотелось бы повторить, заново показать для зрителя, может быть, в новом видении, и возможно ли такое вообще?
— Действительно, за эти годы у театра накопился внушительный творческий багаж. Естественно, есть спектакли, которые были нам дороги в определенный момент времени. Они создавались, потому что театр требовал нового материала, нового взгляда, и многие из таких спектаклей запомнились зрителям. Например, нам до сих пор звонят и спрашивают: не планируем ли мы «реанимацию» спектакля «Король умирает» Эжена Ионеско? Или воскресить героев постановки «Дознание пилота Пиркса»? Вернуть на сцену «Хоббита», что в свете интереса к творчеству Толкиена в последнее время было бы даже коммерчески выгодно? Или обновить шекспировскую «Зимнюю сказку»? Но у театральных постановок тоже есть свой «жизненный цикл». Театр и ценен своей «сиюминутностью», важностью живого события перед зрителем. И потому пусть легенды остаются легендами в сознании зрителей и актеров, «Малый» все-таки выбирает движение вперед, исследуя новые миры. От «Зимней сказки» Шекспира мы перешли к его же «Макбету», от «Король умирает» — к «Демону жизни». За двадцать лет в театре появились и такие неоднозначные проекты, как «Танатос» с акцентом на театр движения и хореографию или недавний «японский проект» «97 с половиной шагов по дороге…» с его визуальной стороной. Для каждой темы и каждого спектакля мы ищем свой язык, способный отразить уникальность истории.
— А по каким критериям вы как художественный руководитель выбираете пьесу или рассказ, которые лягут в основу постановки? Что это: ваш личный интерес, особые даты, обсуждения с труппой?
— Пожалуй, это самый частый вопрос, который задают любому режиссеру и художественному руководителю. И так хочется ответить, что у меня есть волшебный ежедневник, где уже написано, что в ноябре нам необходима комедия для взрослых в духе Мольера, а детям нужно поставить что-нибудь из Маршака. Но, к сожалению, такого жесткого планирования не существует. Есть, конечно, понимание того, какой материал и для какого возраста необходим на данном этапе в театре. Мы задумывались о кукольном проекте для детей, и почти год «варился» проект «Мышкин дом», чтобы потом за месяц его поставил латышский режиссер Паулс Антеинс. Когда я брала в работу пьесу «Соглядатай», то понимала, что несколько месяцев уйдут на переговоры с авторским агентством, переводчиком, и потом сам процесс постановки занял полтора месяца. Иногда поиск материала — это лотерея, когда в руки попадается пьеса, пришедшая на электронную почту в рассылке. Иногда все приходит из книги, которая покупается в магазине, или классического произведения, любовно перечитываемого дома, и всегда думаешь: как оно зазвучит, как начнет развиваться в сценическом пространстве? Но главным в поиске материала все же остается внутренняя потребность в той или иной истории в данный конкретный момент времени… Это может быть пьеса, совпадающая с внутренней необходимостью высказаться, или просто тема, осмысляя которую находишь материал, театральный язык для ее воплощения и так далее. Выбор репертуара — сам по себе творческий акт, требующий определенных душевных и духовных затрат.
— Подсчитывали ли вы когда-нибудь, сколько актёров прошло за эти годы через труппу?
— Я могу говорить только о сегодняшней команде, в которой удачно «смешаны» и те, кто когда-то основал театр со мной, и те, кто пришел немного позже, но связал свою жизнь с «Малым». В нашем театре трудятся выпускники Санкт-Петербургской и Казанской театральных школ, а с последнего времени к ним прибавились и выпускники НовГУ.
— Кстати, про студентов. Кого из нынешних, обучающихся при театре «Малый», вы планируете взять в труппу? И вообще, планируете ли продолжить подобную практику?
— Начиная в 2001 году первый набор на актерский курс, мы имели за плечами духовную и профессиональную поддержку великого педагога и режиссера Зиновия Корогодского, и сейчас свое обучение заканчивают студенты, которые не застали мастера, но они — выпускники его школы. Из нашего первого набора в театре работают Марина Вихрова и Илья Архипов. Их дипломные спектакли «Небесный мост», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» остались в репертуаре и любимы зрителями. Новые лица в труппе появятся в сентябре, с началом следующего сезона. Курс, который дипломным спектаклем «Убежище» («Дневник Анны Франк») заканчивает свое обучение, меня радует. Кристина Машевская, Ольга Ковач, Анна Кошкина, Алексей Коршунов — все они прошли хорошую школу, но и сами трудились для этого чрезвычайно много. Достаточно сказать, что двое из студентов закончат НовГУ с красными дипломами. Вопрос только в том, как уже после окончания они продолжат творческую жизнь: с тем же упорством, самоотдачей, радостью? Я надеюсь.
То, что студенты-актеры театру необходимы, стало ясно с тех пор, когда финансовых возможностей приглашать артистов со стороны не имелось, а иногда и не устраивал нас профессиональный уровень тех, кто претендует на работу в театре. Возможность воспитать «собственных Платонов» дал НовГУ, и, думаю, эксперимент этот удачный. За годы обучения, а уже практически десять лет существует актерское образование в Новгороде, интерес к молодым актерам высок и со стороны публики, которая посещает публичные экзамены просто как футбольные матчи, и со стороны профессионалов из Санкт-Петербурга. Однако новый набор в этом году мы провести не сможем по ряду причин: театр чрезвычайно занят гастрольной деятельностью, планируется очередной фестиваль «Царь-Сказка», который отнимает огромное количество времени и сил. Но в будущем мы надеемся продолжить образовательный процесс совместно с НовГУ.
— Раскройте планы на будущее.
— В 2011 году основным проектом театра станет одиннадцатый Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival. Как всегда, постараемся удивить зрителей спектаклями из разных точек планеты. Уже ведём переговоры с Бельгией, Латвией, Чехией, Швейцарией, рассматриваем заявки российских театров, ищем кандидатов среди молодых критиков для театральной лаборатории. Надеемся, что будущий сезон подарит новые спектакли и новые гастроли. Путешествие на фестивали — шанс другим зрителям узнать о Великом Новгороде как о театральном городе.
— Надежда, а где вы сами черпаете вдохновение, чем занимаетесь в свободное от работы время?
— У меня есть велосипед: я предпочитаю активный отдых в сочетании с созерцательным. Люблю отправиться на велосипеде в парк или уехать на дачу в сопровождении музыки в плеере. Вокруг Новгорода потрясающей красоты места, я не устаю их исследовать и показывать друзьям. Особенно люблю Хутынский монастырь: помню времена, когда на его месте возвышался только остов колокольни, а сегодня я слышу колокольные звоны и любуюсь его прекрасной архитектурой…
Фото из архива театра «Малый»