Главным героем всей экспозиции будет выступать кобальтовый чайник, который в интерактивном режиме расскажет о развитии производства фарфора на Новгородчине от К.Я. Рейхеля и И.Е. Кузнецова до наших дней.
Выбор темы фарфора для создания новой отдельной экспозиции, получившей название «Дом новгородского фарфора», не случаен. Ведь, как известно, на территории Новгородской губернии в период до 1917 года находилось шесть стекольных и фарфоровых заводов. Преуспевающим владельцем фарфоровых предприятий был Иван Емельянович Кузнецов, семья которого в начале XX века стала по сути монополистом на севере России. Уникальная технология и изысканная роспись фарфоровых изделий, выпускаемых на этих заводах, впоследствии стали визитной карточкой мастеров Новгородской земли. В настоящее время производство фарфора в области продолжается только в ООО «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове» в Чудове. Да и то это в основном вещи массового потребления: сувенирные кружки с изображением памятников Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и других городов, простые тарелки и чашки. На заводах «Пролетарский фарфор» в поселке Пролетарий и «Возрождение» в селе Бронница производство и вовсе прекращено, а заводы признаны банкротами.
— Сегодня много говорится о том, каким именно должен быть бренд Новгородчины: кто-то предлагает бересту, другие — вечевой колокол, — рассуждает директор Музея художественной культуры Новгородской земли Юлия КОЛОМЫЦЕВА. — Но не стоит забывать, что в советское время одним из таких новгородских брендов и была как раз фарфоровая посуда, особенно с синим кобальтовым покрытием. «Синяя посуда», как называли её в народе, была не только в каждой новгородской семье, но и в домах у многих россиян. Именно её привозили из города на Волхове многочисленные туристы. Между тем индустриальный туризм становится сегодня всё более популярным в мире, и нам есть чем гордиться в этом плане.
На сегодняшний день коллекция новгородского фарфора в фондах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли включает более восьмисот единиц хранения. Среди них помимо предметов, выпускаемых на поток, есть и уникальные авторские сервизы, и отдельные изделия, датированные началом XX века. Но 95% этой коллекции простому посетителю музея недоступны. Вот и на открывшейся на днях в залах музея выставке «Праздники и будни», приуроченной как раз к 160-летию со дня рождения выдающегося русского предпринимателя Ивана Кузнецова, новгородский фарфор наряду с такой визитной карточкой нашего региона, как «Крестецкая строчка», занимает лишь незначительную часть экспозиции. Первенствуют здесь традиционно живопись и графика новгородских художников.
— Отчасти этот вопрос и должна решить новая экспозиция, ведь в Доме новгородского фарфора будут представлены открытые фонды музея, — говорит куратор проекта Ольга ГУСЕВА. — То есть мы покажем всё, что имеем в своих запасниках. И кто-то увидит знакомый с детства сервиз, другие удивятся необычной форме посуды, а кого-то восхитит роспись изделий. Интересно будет всем.
Как нам рассказали в музее, сейчас заканчивается этап сбора информации по истории развития в Новгородской области фарфорового производства, идёт атрибуция фондов музея с уточнением датировки и авторства неизвестных предметов коллекции. Кроме того, уже разработан фор-
эскиз будущей экспозиции, завезена часть заводского оборудования, необходимого для ее формирования. Финансирование столь масштабного для музея проекта идёт за счёт средств областного комитета культуры и спонсоров. Планируется, что Дом новгородского фарфора откроется в следующем году.
фото Владимира БОГДАНОВА