По прогнозам специалистов, наступивший 2010 год также обещает стать богатым на громкие кинопремьеры как зарубежного, так и отечественного производства.
— Нина Семёновна, за первые три недели проката, закончившиеся 4 января, фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона собрал в России 55 миллионов долларов и стал самым кассовым фильмом в нашей стране. Интересно, а какие ленты лидируют в новгородском кинопрокате?
— Рейтинг новгородского кинопроката, собственно говоря, мало чем отличается от всероссийского. Пальму первенства у нас держит «Ледниковый период-3: Эра динозавров», который посмотрели 15 тысяч зрителей. Далее идут «Аватар» (13 000), «Тарас Бульба» (12 000), «2012» (10 000), «Стиляги» (7 000). Интерес к масштабному кино со спецэффектами сегодня, как и прежде, велик.
— Следовательно, картины — лидеры местного кинопроката пополнили новгородский фильмофонд?
— Да, большую часть из этих фильмов мы приобретаем. Например, у нас в фонде есть такие ленты, как «Царь», «Адмирал», «Тарас Бульба», «Ледниковый период», «Стиляги», и другие громкие премьеры.
— И какова стоимость подобных фильмов?
— Стоимость фильмокопии зависит от того, в каком качестве она исполнена. В среднем — до 50 000 рублей. Другое дело — лицензия на показ фильма. Здесь цена может колебаться от 20—40 тысяч до миллиона рублей. Например, лицензия на показ фильма «Ирония судьбы. Продолжение» стоила миллион. Здесь понятно: спрос на эту картину и интерес к ней был изначально высок. С дорогостоящими картинами мы работаем на паритетных условиях: 50 процентов доходов от проката ленты мы платим фирме — владельцу прав на картину, а 50 процентов оставляем себе.
— А почему, по вашему мнению, в топ-листе удачных премьер нет фильма Павла Лунгина «Царь», вызвавшего массу откликов у зрителей и кинокритики?
— Аналитики киноиндустрии сразу предполагали, что в кинозалы в первые дни показа потянутся поклонники Олега Янковского, для которого роль митрополита стала последней, и почитатели творчества Лунгина. Также рассчитывали на привлекательность популярного исторического жанра. Однако больших сборов и массового посещения не произошло: и в Новгороде, и по стране в целом «Царь» прошёл не так удачно, как ожидалось.
Этой картиной мы открывали фестиваль исторических фильмов «Вече», проходивший в Великом Новгороде осенью прошлого года. И, как показало анкетирование, у многих зрителей «Царь» вызвал неоднозначное мнение. Зрители отмечали, что это довольно «специфический» фильм, кровавый, его тяжело смотреть.
— Если говорить в целом, то в 2009 году кассовые сборы фильмов, находившихся в российском прокате, достигли 23 миллионов рублей. Иными словами, для отечественных прокатчиков кризисный год оказался весьма неплохим. А как обстоят дела с посещаемостью в областном центре?
— Несмотря ни на какие финансовые катаклизмы количество зрителей у нас из года в год не только не уменьшается, а, наоборот, растёт: порядка 300 000 новгородцев посетили «Киноцентр» в 2009 году. Это, конечно, напрямую связано с количеством блокбастеров в репертуаре кинотеатра. Зритель любит зрелище, тем более на большом экране. Если взять, например, девяностые, то после премьеры фильма-катастрофы «Титаник», на которую народ просто валом валил, следующие несколько лет характеризовались небольшим затишьем — на экранах ничего подобного по масштабам и спецэффектам не появлялось. В последние же годы потенциальных фильмов-хитов выходит намного больше. Чего не скажешь о психологических драмах. Их на самом деле много, но они не так заметны на экране. Эти фильмы никогда не были прибыльными, хотя имеют свою зрительскую аудиторию и занимают определённую нишу в репертуаре. Качественное интеллектуальное кино никогда не было лидером проката. Оно для души, размышлений.
— А почему фильм «Похороните меня за плинтусом» идёт в малом зале? Ведь реклама этой ленты была весьма развёрнутой, да и одноимённая книга Павла Санаева, лёгшая в основу ленты, давно стала бестселлером?
— Сроки выпуска этого фильма совпадали с показом кинофильма «Аватар», который, по условиям договора с фирмой «ХХ век Фокс», должен демонстрироваться полным экраном, то есть на всех сеансах. Кстати, на все масштабные кинопроекты владельцы требуют только полный экран. В результате в новогодние каникулы мы не имели возможности предложить новгородцам другие интересные кинофильмы. Но фильм «Похороните меня за плинтусом» мы приобрели в фонд и в течение года непременно покажем и в большом зале.
— Интересно, а как, собственно, формируется репертуар кинотеатра?
— Наши специалисты регулярно выезжают на кинорынки, которые собирают гостей, как правило, четыре раза в год. Там проходят презентации фильмов, обсуждаются условия их проката, заключаются договоры. Кроме того, мы всегда ориентируемся на аналитические исследования и прогнозы журнала «Бюллетень кинопрокатчика», где представлена вся информация о выходящих на широкий экран фильмах: от стоимости производства, имени режиссёра, главных актёров, жанра до прогноза успеха в прокате. Так что предположить, что будет интересно зрителю, можно.
— А вы сами смотрите фильм перед тем, как решать, стоит его брать или нет?
— Нет, полностью кино мы практически не видим. Ведь фильмы монтируются буквально за полмесяца до выхода на экран. В основном показывают двадцать-тридцать минут нарезки, по которой в целом можно судить о фильме. На последнем кинорынке, когда формировался репертуар на первый квартал 2010 года, полностью показали лишь «Чёрную молнию», «Шерлок Холмс» и несколько других фильмов. Но не всегда удаётся посмотреть все предложенные ленты.
— И какие кинопремьеры ожидают новгородцев в ближайшее время?
— Ну, во-первых, скоро выходит на экран самый ожидаемый и самый высокобюджетный российский фильм последних лет — эпическая дилогия «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова, где он расскажет зрителям историю бывшего комдива Котова, несправедливо осужденного в 1930-е годы.
Зрители увидят новый фильм Владимира Хотиненко «Поп» с Сергеем Маковецким и Ниной Усатовой в главных ролях, продолжение фильма «Мы из будущего». Уже сейчас рекламируется фильм «Кандагар» режиссера Андрея Кавуна, снятый в популярном жанре экшн. Мы тоже его покажем.
Детскую и юношескую аудиторию порадуют такие новые фильмы, как «Звездные собаки: Белка и Стрелка», «Алиса в стране чудес», «Как приручить дракона», и другие.
Совсем скоро любители Комеди Клаб увидят фильм Гарика Мартиросяна и Семена Слепакова «Наша Russia. Яйца судьбы».
— А через какой период после премьеры кинохиты смогут увидеть зрители в районах Новгородской области?
— Сразу после показа в «Киноцентре» фильмы расписываются в киносеть области, но их недостаточно, поэтому мы пополняем фильмофонд, приобретая лучшие российские и зарубежные кинофильмы.
В большинстве районов осуществлена техническая модернизация киноаппаратуры, чего не скажешь о сельских киноустановках, где мы вынуждены показывать повторные фильмы, так как новая кинопленка на старом оборудовании качественно не воспроизводится.
Печально, что есть районы, где руководители культуры отказываются от кинопоказа. Например, семь лет отсутствует кинообслуживание в Любытине, в Мареве перешли сугубо на детский кинорепертуар, а в Сольцах кинотеатр и вовсе переоборудовали в Дом культуры и с этого года демонстрацию фильмов на широкой пленке прекратили совсем.
В то же время есть кинотеатры, такие, как в Старой Руссе, Крестцах, Валдае, Хвойной, Малой Вишере, Пестове, дома культуры в Новгородском районе, где хорошо заполняются кинозалы, за счет чего в целом по области ежегодно увеличиваются и посещаемость, и доходы от кино.
— Интересно, при какой наполняемости зрительного зала вы не будете показывать кино?
— При нулевой, кроме ночных сеансов. Здесь, если приходит меньше десяти человек, не показываем. Экономически не выгодно.
— А на каких условиях на Новгородчину приезжают звёзды отечественного кинематографа?
— Звезды стоят дорого! Нам удается приглашать кинозвезд в рамках исторического фестиваля «Вече» при поддержке федерального и местного бюджетов. Говорить о каких-то конкретных цифрах в данном случае некорректно.
— Если говорить о модернизации: какие новшества ожидают новгородского зрителя в новом году? Появится ли в областном центре возможность бронировать билеты через Интернет, например?
— С февраля 2010 года в «Киноцентре» будет установлена система «Электронный билет». Любой зритель при покупке билета будет видеть на дисплее план зрительного зала, сможет заранее выбрать себе свободное место, что ускорит процесс приобретения билетов. Кроме того, планируется внедрить систему бронирования билетов и через Интернет. Хотелось бы приобрести современное цифровое оборудование с возможностью демонстрации фильмов в формате 3D, но в связи с недостаточным финансированием и введением арендной платы за здание «Киноцентра» это остается пока нашей мечтой.
Владимир БОГДАНОВ (фото)