Все эти годы его бессменный художественный руководитель — заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, лауреат национальной премии «Душа России», автор многочисленных научных статей Марина БУРЬЯК.
Выпускница Вологодского музыкально-педагогического училища Марина выбрала специальность «Хоровое дирижирование», но случайно попала на прослушивание к педагогам кафедры народного хорового исполнительства. И, спев два положенных музыкальных произведения, сразу получила предложение о гарантированном зачислении, так поразил экзаменаторов сильный, звучный голос девушки.
— Сколько лет буду жить, столько и буду благодарить ту преподавательницу, которая предложила повернуть мою судьбу в другом направлении, — рассказывает теперь Марина Клавдиевна. — Признаюсь, на тот момент учиться в Ленинграде мне было важнее, чем по выбранной специальности, и я сразу отнесла документы на кафедру народного хора. Тем более мне обещали, что преподаватели и дисциплины будут те же самые, только петь придется в другой манере.
Марина Бурьяк стала студенткой престижного института культуры в начале 1980-х. Тогда в стенах даже этого фактически столичного вуза фольклору пророчили скорое забвение. Впрочем, и весь советский период он считался «кулацким» направлением, отношение к народным песням было пренебрежительным. И не только со стороны официальной власти. Даже учителя Марины не видели в народном песенном искусстве серьезного жанра:
— Мой преподаватель Вологодского училища Владимир Михайлович Сергеев, прививший мне профессиональную любовь к музыке, впоследствии приезжал со своей капеллой в Великий Новгород. И на встрече после долгой разлуки сказал мне, что всегда относился к фольклору с осторожностью, особой симпатии народное исполнение у него не вызывало. Но, когда увидел, как занимаются в «Кудесах», как мастерски здесь владеют голосом, выразил восхищение увиденным и моей работой.
Один из основополагающих принципов работы школы «Кудесов» — знакомство учеников с носителями народных традиций. Детей вывозят в деревню, чтобы они слышали и видели, как поют бабушки-певуньи. Хотя в свою первую подобную экспедицию в рамках преддипломной практики Марина отправлялась без особого энтузиазма. Но... Вспоминая о том, как хлебосольно встречали их в каждой избе на Псковщине, как щедро деревенские делились своими песнями, как вкладывали душу в исполнение, она до сих пор не может сдержать восторга:
— Гдовский район стал моей творческой родиной. Каких красивых женщин мы там записывали, и как ладно пели они на много голосов! Ведь не учились в музыкальных школах, а пели нам на зависть и сразу меня покорили. Моей мечтой стало проникнуть в суть этого многоголосия, узнать, понять, как его осваивают без знания нот и законов такого пения. Я долго искала ответ, и все-таки смогла к открытию своей школы разработать методику и защитить диссертацию по этой теме.
По окончании института Марина Бурьяк приехала по распределению в Новгородский областной научно-методический центр (ныне — Дом народного творчества). Тут сулили лабораторию, помощь в выпуске песенных сборников, комнату-гостинку, однако единственным выполненным обещанием молодому специалисту осталась должность научного сотрудника по фольклору.
— В 1984-м при центре я создала свой коллектив. Долго выбирали название для него, года два жили вообще безымянными, — вспоминает руководитель. — А потом нашлось новгородское слово «Кудесы», по-другому — волшебники, чаруны, святочные ряженые. Позднее я узнала, что в деревне, где жили мои бабушка с дедушкой, кудесами ходили в Святки, и это название стало для меня своеобразным оберегом. Параллельно занимаясь с ребятишками из детского сада, я четко поняла: научить фольклорно-певческому исполнительству взрослых — пустая трата времени и сил. Не покидала мысль о технологии традиционного музыкального воспитания, которое можно было бы осуществить в специальной школе.
Был период «хождения по мукам». Сначала новый коллектив обосновался при лектории в кремле, потом переехал в четвертую музыкальную школу, спустя время пристроился в ГДК. Всюду на правах бедного родственника. Но после того как «кудесники» произвели фурор в Москве на конкурсе мэров, где тогдашний наш мэр Александр Корсунов занял II место, мечта Марины стала воплощаться в реальность. В благодарность за подготовленную презентацию глава города помог школе обосноваться в собственном помещении.
— Как золотая рыбка, исполнил он главное мое желание, — вспоминает Бурьяк. — Правда, к этому я шла 12 лет, постоянно убеждая городскую администрацию, что сохранять надо не только древнюю архитектуру, но и живую культуру. А сегодня мое желание или, если хотите, сверхзадача, которую ставлю перед собой, — восстановить исконную преемственность. Чтобы, когда мы проводим Купалье, Масленицу, каждый участник народного праздника не был просто зрителем, а чувствовал себя частью общего действа. Мечтаю, чтобы каждый новгородец знал обычаи, обряды и праздничную культуру своей этнической родины.
Владимир МАЛЫГИН (фото)