«В своем интервью уважаемый Александр Алексеевич, помимо прочего, заметил, что проект нашего выставочного центра «Портрет минус фотография» «скорее, не выставка, а некий аттракцион для зрителя, чтобы привлечь внимание», и добавил, что в мероприятиях такого рода не участвует.
Увы, должен признать, что пока такого комплимента мы не заслужили. А хотелось бы.
Разрабатывая новый изобразительный язык кино, Сергей Эйзенштейн именно это слово употребил в знаменитой статье «Монтаж аттракционов» и настаивал на нём. Ведя речь о театре, он подчёркивал, что основным материалом театра является зритель, «живая игра страстей» его, которую можно вызвать согласованными действиями всех составных частей театрального аппарата, их монтажом. Эйзенштейн считал, что аттракцион ничего общего не имеет с трюком, который лишь «законченное достижение в плане определённого мастерства, по преимуществу акробатики, абсолютно в себе законченное и предназначенное (в цирковой терминологии) к продаже». Именно на пути монтажа аттракционов режиссёр совершил прорыв в киноязыке (и не только) того времени и создал мировые шедевры.
Конечно, мы ещё только мечтаем делать выставки так, как Эйзенштейн снимал кино, только мечтаем о наступлении фазы «посткритики», когда куратор равноправен и равнодеятелен художнику. Мы ещё только учимся, поэтому комплимент принять не можем.
Но мне, например, жаль, что наш уважаемый мэтр не разглядел в выставке «Портрет минус фотография» начало новой выставочной серии «Учиться, учиться и ещё раз учиться», где мы предполагаем показ выставок: «Плохая живопись. Ошибки художников», «Плохая фотография», «Плохая архитектура» и т.п. Важно, чтобы мы, воспитанные на шедеврах из Эрмитажа и Новгородского музея (и картинках из «Родной речи»), видели реальные ошибки художника или архитектора, которые он сам нам укажет, и потом умели различать плохое и хорошее, живописный портрет и перерисовку фотографии и не теряться там, где речь идёт о вещах не из учебника. Цель цикла — воспитывать грамотного, квалифицированного зрителя, вызывая (если, конечно, получится) «живую игру страстей».
Печально, что в словах Александра Алексеевича «аттракцион для зрителя» прозвучало некое пренебрежение к самой по себе задаче. Дескать, есть высокий художник и публика, которые существуют параллельно. Открыть двери можно, но уж как-то суетиться, что-то придумывать — не пристало. Не стану скрывать, привлечение зрителя — наша основная задача. По многим причинам. Одна из них (и очень существенная) — хозрасчёт. Мы зависим от зрителя. Не будем сейчас говорить, хорошо это или плохо. Наверное, существовать на деньги налогоплательщика и не обращать на него внимания — позиция удобная и не хлопотная. Можно показывать виденное-перевиденное, держать выставки по полтора месяца независимо от внимания к ним и т.п. Может, нам и вправду распространить через уважаемую газету бесплатные бонусы на посещение культурных мероприятий, а финансирование учреждений открывать только после того и тому, кто сдаст в органы управления определённое количество таких бонусов?
Площадкам, выставляющим таких известных художников, как Варенцов, бояться нечего. Молодым художникам труднее — так и должно быть. Но художественная жизнь с «выставками-аттракционами», как мне кажется, будет интересней, динамичней, а главное — у самих художников возникнет потребность обращаться к как можно большему кругу людей. Чем это плохо? Да и «святое искусство» не пострадает. У Эйзенштейна же — не пострадало...».