Когда разочарование от отсутствия мастера прошло, зрители, хлынувшие в впервые открытый большой зал арт-центра, оказались в добрых и цветистых объятиях Грузии. Несмотря на изображенные Сербию, Грецию, Хорватию и модель совершенно межгалактической композиции «Добро побеждает зло», где Георгий Победоносец пронзает копьем дракона из американских «Першингов» и русских СС-20. Кстати, копий Зураб Церетели сделал 161 — в подарок каждому государству-члену ООН. Если помнить о том, что высота оригинального монумента, установленного перед зданием ООН в Нью-Йорке, — 16 м, можно отчасти удовлетвориться тем, что гигантских фигур художник нам не прислал.
44-летний Константин ПЕТРОВ, советник Зураба Церетели, один из самых молодых членов Российской Академии художеств стал куратором новгородского вернисажа. Он и попросил поклонников художника не волноваться: иногда Зураб Константинович приезжает на закрытие своих выставок. Так что интрига сохраняется до 18 октября.
— Здесь представлена вся палитра творчества Церетели — эмаль, скульптура, рельефы, живопись, — рассказывает Константин Петров. — Когда он работает, никто не присутствует, это очень интимно, поэтому для каждого первый просмотр — как открытие. Творчество его очень индивидуально, оно замешано на традициях Тбилисской академии художеств, где преподавал величайший русский мастер Василий Шухаев. В российскую палитру изобразительного искусства Церетели внес свой южный темперамент.
Экскурсия по выставке
Не беру на себя смелость оценивать искусство президента Академии художеств, ибо соответствующего образования не имею. Но хочу предложить мнения новгородских живописцев, которые любезно согласились стать проводниками по выставке для читателей «НВ».
Дмитрий ЖУРАВЛЁВ, народный художник России: Я не первый раз вижу выставки Зураба Церетели, и каждый раз открываю его заново. Мне нравится, что он остался национальным художником. В чем- то его работы напоминают Пиросманишвили, а в чем-то — Илью Машкова, москвича, который писал Кавказ, но он умело расширяет границы искусства. Каждый, кто примет Церетели, почувствует себя намного свободнее в своем творчестве, но это в то же время опасно — попасть под влияние, и очень сильное, Церетели. Хотя он тоже испытывал много влияний. Больше всего на новгородской выставке мне понравилась эмаль. Живописные работы против эмали всегда кажутся несколько незавершенными по цвету. Отмечу детали в подаче рельефов и скульптур. Да и вообще, я поражен его смелостью.
Стоит ли критиковать произведения Церетели? Художника нельзя критиковать вообще! Вы можете судить на уровне нравится-не нравится. Профессиональные критики должны объяснять людям (а у нас 99% населения в искусстве мало понимают), что несет то или иное послание художника. Для новгородского зрителя возможность увидеть Церетели сейчас — уникальна.
Александр ВАРЕНЦОВ, заслуженный художник России: Личность Церетели уже состоялась и в искусстве, и в общественной деятельности, ему не надо оправдываться. Леонардо да Винчи прославился тем, что нарисовал Мону Лизу, а авангардист Марсель Дюшан тем, что пририсовал ей усы. И у того, и у другого слава, просто степень ее разная.
Зураба Церетели часто обвиняют в компиляции. И нелюбовь к нему возрастает или уменьшается в зависимости от того, сколько тот или иной обозреватель найдет в ней похожего на уже известные образцы искусства. У Церетели свои достижения. Представленные работы выполнены в разной технике, они и разноплановые, в них чувствуется молодая, сильная энергия, без оглядки на возраст. Ему везде — что в эмали, что в рельефы, что в скульптуру свойственно вносить нечто свое. Он находит ту грань, на которой можно органично совместить классические приемы и гротеск, глубокую образность и лубок. Однако лучшие его работы, я считаю, те, что лишены национальной принадлежности — европейского уровня.
То, что выставку Церетели привезли в Новгород, — очень своевременно: я вижу в зале много ответственных за культуру лиц и думаю, что это лишний раз подвигнет их обратить внимание и на талантливых новгородских художников, которые нуждаются во внимании. Одновременно это подогреет и наше «болото»
. Олег МИНКЕВИЧ, член Союза художников России: Я вижу напор, декоративность и экспрессию, и это меня очень привлекает. Пусть кто-то заметил в его работах стиль Пикассо, кто-то Шагала, но Церетели это переработал и выдал собственный стиль. Не может современный художник изобрести новые технические приемы, это как в музыке— нот-то всего семь! У Зураба Константиновича именно темперамент дает непередаваемую ауру, присущую только его произведениям. Так что, кроме нескольких схематичных натюрмортов, все очень здорово.
Большой грузинский натюрморт
Как бы то ни было, среди посетителей все же нашелся критик, который, правда, пожелал остаться НЕИЗВЕСТНЫМ: Произведения Церетели — это прежде всего поток, это масса, много материалов. Если, как говорят, он делает по две работы в день, то трудно сохранить качество. Художник он, конечно, спорный. Среди его положительных качеств — организаторские способности, он покрывает все пространство своими художественными произведениями. У него нет цинизма, у него нет халтуры, у него нет рефлексии, и на этом мы останавливаемся. Это просто грузинский Рафаэль! Но людям Рафаэль скучен, они не могут все время вариться в этих голландских ли, грузинских ли натюрмортах, люди хотят еще и подумать: а все ли так прекрасно на этом свете? Его (Церетели) «Грустный Чаплин» вовсе не грустный, он просто плачет. Зураб, обласканный всеми сильными мира сего, не понимает, что такое грусть.
P.S. Вдохновитель и организатор выставки Церетели в Великом Новгороде галерист Сергей ПУХАЧЕВ, дабы обозначить размах вернисажа, признался, что в течение пяти часов 12 грузчиков разгружали 80 работ мастера.