Топором не вырубишь
Наверняка многие новгородцы знают, что в памятник, полый внутри, можно попасть через небольшой люк на уровне второго яруса монументального сооружения, но немногие имели уникальную возможность там побывать — доступ в чрево памятника разрешён только специалистам. В итоге среди горожан ходят самые невероятные легенды о том, что может находиться по ту сторону бронзового горельефа. По одной из них на внутренней поверхности памятника есть надписи из разряда «Здесь был…», по другой — где-то там замурован клад.
— Я бывала внутри памятника и уверяю вас: никаких надписей там не видела, — рассказывает Лариса БАННИКОВА, заместитель генерального директора Новгородского государственного объединённого музея-заповедника (НГОМЗ). — Вообще, внутри памятник представляет конструкцию, являющуюся многоуровневой системой стальных связей. Там можно вполне свободно передвигаться, поднимаясь на верхние ярусы этого каркаса.
Но слухи на пустом месте не появляются. И отчасти фантастические утверждения соответствуют действительности. Подсказки этому можно найти в разных документальных источниках. Одной из них может служить статья в первом томе журнала «Художественная Россия», выходившем в Петербурге в позапрошлом веке, посвящённая возведению памятника тысячелетию. Там говорится: «…В мае 1861 года, по окончании всех земляных работ и каменной кладки фундамента, совершена торжественная закладка памятника, причём в оставляемую обыкновенно выемку в фундаменте заложен бронзовый ящик с медалями, а отверстие камня закрыто бронзовою доскою с надписью, заключающей обозначение цели сооружения и имен исполнителей его». Надпись звучала следующим образом: «В память тысячелетия Российского государства, в благополучное царствование Императора Александра II, добровольными приношениями русского народа». «Под непосредственным распоряжением главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями, генерал-адьютанта Константина Владимировича Чевкина. Строителем инженер-генерал-майором Евреиновым, по проекту художника Микешина».
Об этом рассказывает в одной из своих книг новгородский историк Виктор Смирнов, указывая, правда, что в бронзовом ящике помимо медалей были ещё и золотые монеты. Но ни в том, ни в другом издании, к сожалению, не говорится, что за медали и монеты нашли своё место в каменной глыбе, и скорее всего, пока никто, кроме создателей памятника, не видел их. И в обозримом будущем вряд ли кто-то увидит. Бронзовый ящик заложен в толщу нижней части гранитного фундамента, скрытой от нас под землёй. Чтобы добраться до него, памятник фактически нужно разрушить до основания. Столь варварскую попытку предприняли подручные генерала гитлеровской армии фон Герцога. Во время оккупации Новгорода в годы Великой Отечественной войны они смогли разобрать памятник до пьедестала, не добравшись до накрывающего подземную часть каменного основания верхнего ряда фундамента.
Впрочем, одну надпись, явно противоречащую художественному замыслу сооружения, монумент всё же имеет. Только находится она не на внутренней стороне бронзового гиганта, а на внешней. Обнаружили её во время масштабных реставрационных работ в 1995 году в верхней части памятника. Она была отлита аккурат под фигурами просветителей. Широкой массе новгородцев об этом стало известно много позже. Реставраторы старались не афишировать оригинальную находку, поскольку надпись состояла всего из одного короткого, но очень крепкого словечка. Причём, судя по дореволюционной орфографии, появилась она на памятнике во время возведения монумента. Кто-то таким образом похулиганил.
По словам Ларисы Банниковой, в ликвидации ругательной надписи острой необходимости нет. Во-первых, потому что для этого, возможно, придётся нарушить целостность монумента. Во-вторых, увидеть её без бинокля или какой- то другой оптической техники трудно, поскольку подойти близко к памятнику из-за окружающей его ограды невозможно, а само словцо обладает миниатюрными размерами.
Налёт древности
В 1862 году сразу после установки памятник выглядел несколько иначе. Свежеотлитая бронза имеет желтоватый, золотистый оттенок и лишь со временем начинает темнеть, а потом и вовсе покрываться патиной, которую в переводе на язык науки называют окислами меди — составляющей бронзового сплава. Так случилось и с нашим памятником, отдельные участки которого сейчас покрывает зеленоватый налёт. Но приписывать это к несовершенству памятника нельзя.
— Счищать патину не стоит, — заверяет Лариса Банникова. — Её появление — естественная защитная реакция сплава на экологию. С поверхности металла со временем, после тысяч дождей и снегопадов, сходит верхний слой. Налёт окислов меди постепенно покрывает обнажившуюся поверхность металла, оберегая её от сюрпризов погоды. Что поделаешь! Памятник, как человек, — тоже стареет.
Ещё одни признаки старения были обнаружены на монументе накануне проведения реставрационных работ 1995 года. Специальный состав, заполнявший щели в швах памятника, на некоторых участках выветрился, и его заменили на новый. Кроме того, оказалось, что плиты, расположенные вокруг монумента, сместились. И этому удивляться не стоит: по Кремлю периодически курсирует различная техника, ходят толпами туристы, неподалёку от древней крепости проходит одна из главных и почти постоянно загруженных транспортом магистралей областного центра — улица Газон. В общем, почва хоть внешне и незаметно, но дрожит. И хотя обнаруженный реставраторами перепад высот между плитами был незначительным — от 0,5 до 1 сантиметра, во избежание неприятных последствий их положение выровняли.
Памятник и Рыжий
У памятника «Тысячелетие России» есть не только личная жизнь, он организует и жизнь вокруг себя. Причём порой в очень оригинальных формах. Так, неоднократно монумент становился жертвой расхитителей и нёс потери в виде различных мелких деталей. В частности, то ли особо рьяные любители старины, то ли охотники за металлом воровали с памятника предметы бронзового вооружения, которые «держат в руках» некоторые исторические персонажи. А сравнительно недавно, по признанию Ларисы Банниковой, с окружающей монумент ограды умыкнули бронзовые шары. Пришлось восстанавливать.
Кстати, однажды Лариса Георгиевна стала свидетелем того, как двое молодых людей попытались на манер альпинистов покорить металлическую громаду. Дело было в День ВДВ, и, как впоследствии выяснила милиция, те герои оказались представителями именно Воздушно-десантного рода войск. Как парни пояснили, ничего плохого монументу они сделать не хотели. Только лишь продемонстрировать молодецкую удаль знакомой барышне.
Но не только людям предоставляется уникальная возможность постоять рядом, скажем, с мощной фигурой Петра I. Одним из постоянных посетителей памятника является… кот, которого сотрудники музея из-за жизнеутверждающего цвета шерсти прозвали Рыжим.
— Этот кот — просто уникум какой-то! — говорит Банникова. — В один прекрасный день он явился в музей. Мы его приютили, он освоился: днём был с нами, на ночь уходил гулять. А потом перешёл жить в кремль, и постепенно превратился в этакое вальяжное, полное собственного достоинства и значительности существо. Людей он не боится совсем. Более того, внимание публики ему явно импонирует, он позирует перед фото- и видеокамерами. И в том числе любит запрыгнуть на нижний ярус памятника и примоститься где-нибудь у ног основателя Российской империи.
С чем связана такая любовь Рыжего к памятнику 1000-летию России, установить не представляется возможным. Может быть, с высоты ему удобнее осматривать и контролировать свою территорию в кремле. А может, просто нравится понежиться на нагретом солнцем металле, или таким способом он хочет показать, что коты тоже сыграли в становлении государства Российского свою, очень важную кошачью роль. Так оно или нет, но периодически он дополняет своей вертлявой фигуркой скульптурный ряд знаменитого памятника. Наконец, памятник как главный символ российской государственности входит в перечень тех объектов, которые не минует в своей экскурсии ни один новгородский гид. И уж тем паче, если в областной центр по делам заедет какой-то высокий гость. В новейшей истории монумент видели в ходе официальных визитов Борис Ельцин и Владимир Путин. Во время празднования 1150-летия Великого Новгорода его осмотрел и Дмитрий Медведев. В эпоху СССР экскурсии для первых лиц государства и просто знаменитых людей зачастую проводил почетный гражданин Великого Новгорода Владимир Владимирович ГОРМИН, бывший заместителем директора НГОМЗ. Среди его клиентов были секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов, заместитель председателя Совета Министров СССР Анастас Микоян, член Политбюро ЦК КПСС Арвид Пельше, нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё до своего вступления на святейший престол и многие другие.
— Помню, что Суслова все очень боялись, — вспоминает Владимир Владимирович. — Он за всю экскурсию почти ни слова не проронил, не улыбнулся ни разу, хотя я чувствовал, что памятник ему понравился. Он его очень внимательно разглядывал. А вот Микоян — тот памятник расхваливал.
Однако Владимир Гормин выступал гидом не только для гостей из столицы, но и для простых смертных. Во время таких экскурсий, как вспоминает новгородец, нередко происходили и курьёзные случаи.
— Привёл как-то к памятнику пионеров, — говорит наш собеседник. — Красивые все такие, умытые, при галстучках... И один из мальчишек вдруг спрашивает: «А почему среди скульптур нет Ленина?». А девчушка, стоявшая рядом с ним, хлопнула его по макушке и сказала: «Дурак ты. Когда памятник устанавливали, Ленин ещё не успел родиться».
* * *
Многое уже рассказано о памятнике «Тысячелетие России» и многое ещё, наверное, можно рассказать. Напоследок приведу любопытную деталь. В советские годы рядом с монументом работниками музея были установлены репродукторы, из которых звучала обычно какая-то классическая музыка: Чайковский, Бетховен... Со временем от этой полезной традиции отказались. И, может быть, неслучайно. Порой, когда вглядываешься в одну за другой бронзовые фигуры монумента, перестаешь слышать что-либо вокруг, из всех чувств дееспособным остаётся, пожалуй, только зрение. Человеческая речь, грохот города, пение птиц и шелест листвы сливаются в единый монотонный шум, и ты остаёшься один на один с многовековой историей своей страны.
Елена КУЗЬМИНА