{mosimage}Новгородец Сергей ВОЛКОВ мечтает сделать домашнее производство гитар массовым
Количество музыкальных красавиц, выполненных мастером, давно уже перевалило за десяток. Поэтому не удивительно, что из разряда хобби необычное увлечение молодого человека на сегодняшний день уже плавно переходит в профессию.
Золотая наследственность
Увлечение ручным трудом передалось нашему герою по наследству. С детства он вместе с отцом и старшим братом постоянно что-то мастерил. Перефразируя цитату из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», можно сказать, что журнал «Юный техник» в семье Волковых листали ежемесячно. Типовая кладовка в квартире была переоборудована в самую настоящую мастерскую с пилами, молотками и другим инструментом.
Мебель, сделанная своими руками отцом семейства, вызывает восхищение многих гостей дома. Младшее поколение семейства Волковых также приложило свою руку к созданию резных шкафов, полок и дверей. Да и нынешняя профессия Сергея (он работает технологом в ООО «Печатный двор «Великий Новгород») подразумевает постоянный контакт с производством: наладку оборудования, его ремонт и обслуживание, слежение за процессом печати. Вот уже около сорока лет печатником в новгородской типографии работает и отец нашего героя Михаил Иванович Волков. Преемственность поколений налицо.
Кстати, именно отец и познакомил своих сыновей с гитарой, подарив как-то отпрыскам по музыкальному инструменту. Одна из тех первых магазинных гитар до сих пор сохранилась. Правда, уже в значительно усовершенствованном своими руками варианте.
— Признаться честно, поначалу особого желания играть у меня не было, — говорит Сергей, — но отец постоянно заставлял, показывал аккорды. Он и сам неплохо играет на семиструнной гитаре. Любит Владимира Высоцкого, Александра Новикова. Мне же ближе по духу блюз, музыкальные композиции группы «Чиж и Ко»: у них очень мощные гитарные вариации. За два года я научился играть практически весь их репертуар.
Однако спустя какое-то время гитара всё-таки была отложена, заняв своё место на стене. Запал, как говорится, прошёл. Правда, лишь на время.
Говорят, как и к вере, к игре на гитаре нужно прийти, поняв, что тебе это действительно интересно и важно. Впрочем, сегодня, как и в бурные годы юности наших родителей, гитара является неотъемлемой частью молодёжных компаний. Только кто-то остаётся верен струнному ветру и дальше, а другие забывают об этом увлечении. Но всё равно, собравшись вместе дружной компанией дома или на природе, старые друзья с удовольствием слушают гитарные проигрыши, подпевая им хором. Мало кто знает, но великий скрипач Никколо Паганини в молодости, кроме скрипки, играл и на гитаре. Да с таким мастерством, что современники затруднялись определить, на каком из двух названных инструментов игра его была совершеннее. На гитаре играли также Гектор Берлиоз и Джоакино Россини.
Безусловно, есть в этом инструменте что-то манящее...
Вынянченные на руках
Про музыкальный инструмент, висевший на стене, наш герой вспомнил лет в восемнадцать, когда влюбился. Надо же было девичье сердце чем-то покорять. Тут-то и пригодилась Сергею шестиструнная подруга: романтика слабому полу по душе. Но вот звук, издаваемый инструментом, молодому человеку тогда не понравился. В общем-то, это и стало отправной точкой для нового занятия — изготовления своей гитары. Идея получить новый, чистый звук снова привела к заветной кладовке с инструментами.
— Первый опыт создания гитары сегодня вспоминаю со смехом, — признаётся Сергей. — Мне тогда было девятнадцать. Было просто интересно: получится или нет? Естественно, я на эту тему много читал, но ничего и никого не копировал. И хотя в целом процесс изготовления гитары одинаков везде, для более детальной проработки вопроса пришлось даже разобрать магазинный экземпляр.
Если учесть, что классическая гитара состоит приблизительно из ста деталей, игра в конструктор получилась весьма интересной. Для тех, кто не знает, не вдаваясь в подробности, надо пояснить, что в целом гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «грифом». Корпус в свою очередь состоит из двух дек (сторон): верхней с резонаторным отверстием и нижней. Между собой деки соединены обечайкой, или боковиной.
— Традиционно нижняя дека и боковина в классических гитарах делаются из палисандра, верхняя дека — из ели или кедра. Гриф гитары должен быть прочным, устойчивым к деформации и кручению. Для него предпочтительнее тяжелый материал, такой, как красное дерево и кедр. Так, во всяком случае, в книжках пишут и мастера советуют, — объясняет Сергей. — Я, естественно, использовал материал попроще, точнее, то, что было под рукой. Покупал бруски и шпон в магазине «Русский лес», что-то друзья приносили. Фурнитуру, струны, колки — это, конечно, приобретал в специализированных магазинах, какие-то металлические части вытачивал самостоятельно. Недавно вот, например, брат помогал в деревне дом ремонтировать — разбирали нижние венцы. Что интересно: одно из бревен оказалось еловым, хотя для строительства домов ель используется редко. Так что оно мне очень пригодится. Вообще, главное, чтобы дерево было правильно распилено и высушено. От этого, а также от возраста дерева и зависит звук гитары.
Одним из важных моментов при создании гитары является изготовление обечайки. Его Сергей делал из шпона. Слой за слоем этот материал наносится на шаблон грушевидной формы и проклеивается клеем. Чтобы сгибать полотна в определенной форме, ждать, пока высохнет, нужно огромное терпение. Гитара в буквальном смысле вынянчивается, как ребёнок, на руках. Затем в полукружия обечайки вставляются распорки, накладываются деки, прорезается резонаторное отверстие. Всё снова клеится, сушится, шкурится, покрывается лаком… Это самая сложная и кропотливая часть работы.
— Расчёт ладов на грифе — процесс пусть и не такой трудоемкий, но должен быть математически выверенным, — объясняет дальше Сергей. — Ведь от того, где их поставить, зависит строй гитары в целом.
Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее она натянута — тем выше она звучит.
Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны (часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста) и повышение издаваемого струной тона. Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.
— Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре и используются лады, — поясняет Сергей. — Выражаясь профессионально, лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. Расстояние от нижнего порожка до порожка определенного лада вычисляется по специальной формуле...
Домашний цех
— Пыль дома, конечно, стояла тогда столбом, — вспоминает Зоя Фёдоровна, мама нашего героя. — Запах лака и клея не выветривался. Но мы никогда не ругали сына за эти неудобства. Мы всегда придерживались принципа: если ему нравится, получается — пусть занимается.
Ему понравилось, и у него получалось. В среднем на одну гитару уходило два-три месяца работы. Но, как признается сам Сергей, если бы он работал более концентрированно, время изготовления инструмента значительно сократилось бы. Но всё-таки квартира — это не отдельная мастерская, поэтому полноценно работать здесь удается не всегда. Пик его творческой активности закончился несколько лет назад, когда была сделана одна из последних гитар, получившая высокую оценку специалиста в Санкт-Петербурге.
— Его интерес вызвал тот факт, что гриф у этого инструмента сделан из дуба, что, естественно, расходится с общепринятыми правилами, — говорит Сергей. — Но за годы, что прошли со дня её рождения, дерево не подвело, оно не растрескалось. Да и хорошее звучание тогда немало удивило эксперта. Не могу сказать, в чём здесь секрет: в дубе или нет. У меня секретов в общем-то нет никаких. Но, наверное, правду говорят, что вещи, сделанные своими руками, получаются намного лучше, потому что делаются от души, на совесть.
Как пояснил Сергей, в деле изготовления гитар им всегда двигал и движет только интерес. Все эксперименты — ради этого. По этой причине в копилке мастера появился опыт создания двенадцатиструнки и электрогитары. Кстати, первая электрогитара с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом была запатентована ещё в 1936 году.
— В отличие от акустической гитары у электрической сплошной деревянный корпус, — объясняет Сергей. — Здесь звук уже идёт лишь от струны через усилитель, и от резонанса дерева мало что зависит. Поэтому у этой гитары нет смысла делать большой корпус.
Но среди экспериментальных экземпляров, к которым относятся 12-струнная и электрогитара, у Волкова нет ни одной семиструнной. Почему? Неужели не интересно?
— Сегодня семиструнка утратила свою былую популярность. Раньше ведь под неё пели в основном романсы. Для русской музыки строй и звучание такой гитары очень подходит. Но парадокс: если произведения для шестиструнной гитары можно переложить на семиструнку легко, то обратное переложение — процесс довольно затруднительный. Да и мало кто сегодня умеет на ней играть, — пояснил молодой человек. — Так что семиструнки я только реставрировал.
Сейчас от былой коллекции у Сергея Волкова осталась лишь
пара-тройка красавиц-гитар. В их числе и та самая, «дубовая», на которой он в основном и играет. Остальные в своё время были раздарены друзьям-знакомым. Безвозмездно, то есть даром. Как ни странно это в наше время звучит, но свои произведения Сергей практически никогда не продавал. Если не считать самой первой гитары, которая была куплена другом за незначительную сумму, да пары инструментов, сделанных под заказ для конкретных людей.
Впрочем, в ближайшее время, надо думать, эта ситуация должна измениться. Сергеем уже сделаны три станка, которые, заменив ручной труд, должны несколько ускорить процесс изготовления музыкального инструмента.
— С помощью этих механизмов можно делать гриф и части корпуса гитары, — рассказывает Сергей. — Уже не придётся вручную придавать нужную форму боковинам: проклеенные слои шпона просто вставляются в пресс, сжимаются по форме гитары, сохнут, и вынимается уже готовая форма.
На разработку и изготовление таких станков у Волкова ушло несколько лет работы. Сегодня они пока хранятся на квартире у родителей нашего героя, так как главная проблема для новгородского мастера заключается в отсутствии отдельной мастерской: станки занимают значительную часть комнаты, а в кладовку вообще не влезают. Да и производство это достаточно грязное. Сейчас Сергей занимается поиском гаража или мастерской, где можно было бы разместить свой импровизированный цех.
Сказать точно, сколько может стоить изготовленная Сергеем гитара, сложно. В частных гитарных мастерских ценник на инструмент ручной работы начинается от 900 евро. Фабричные варианты, продаваемые в специализированных магазинах, оценивается в среднем от трех до шести тысяч рублей.
Надо думать, желающих иметь у себя уникальный музыкальный инструмент, сделанный вручную на родине новгородского гусляра Садко, будет много.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)