Павел САНАЕВ. «Хроники Раздолбая»
Второй роман Павла Санаева «Хроники Раздолбая» озаглавлен как продолжение триумфальной для автора повести «Похороните меня за плинтусом».
Впрочем, свет он увидел лишь в этом году, спустя девять лет после публикации «Похороните меня…», и с первых же страниц становится ясно, что привязка двух произведений друг к другу — не более чем маркетинговый ход. Это, кстати, не хула и не хвала, а лишь констатация факта самостоятельного от прочих успехов существования «Хроник».
Герой новой книги — это не выросший Саша Савельев, а человек с совсем другим детством и, безусловно, с другой судьбой — Раздолбай, настоящее имя которого автор на протяжении всей книги держит в секрете от читателя. Впрочем, может, загадка ещё и прояснится: этой осенью автор планирует начать работу (вероятно, уже и начал) над продолжением книги. Если верить религиозно-оптимистичному финалу этих «Хроник», в следующей части герой должен хоть как-то сформироваться внутренне и перестать наконец быть раздолбаем. Однако не будем забегать вперед.
Первая часть дилогии напоминает пирог с двойной начинкой: не то религиозно-мистический роман, не то попытка осмыслить не слишком давнее прошлое. В нём нашлось место и разговорам с Богом, и дьявольским сделкам а-ля «Мастер и Маргарита», и хлёсткой картине жизни в перестроечной и постсоветской Москве. Читатели, оставляющие комментарии к книге в Интернете, чаще всего отмечают, как хорошо автору удалась историческая перспектива, словно ветром перестроечной Москвы пахнуло со страниц. А вот с ответом на вопрос, не слишком ли сусальным получился роман, многие, да и автор этих строк тоже, пока не определились.
Ведь внутренний голос, с которым общается Раздолбай, по Санаеву, — сам Бог. А у Бога Раздолбай отнюдь не в традициях русской литературы просит всего ничего — обладание красивой девушкой. В общем, закручено так, что и агностик споткнется, и воцерковленный читатель вслед за ним.
«…Оставив родителей спорить между собой, Раздолбай вбежал в свою комнату и сплясал такой неистовый танец, что у него екнули внутренности.
— Диана звонила! Фрак сработал! — ликовал он.
— Видишь, как ты рад. А если бы ты изменил своему чувству с той девушкой, эта радость была бы испорчена, — тихо проговорил знакомый внутренний голос.
— Господи… — благодарно подумал Раздолбай.
— Да.
— Я не могу поверить. Эти мысли… они мои и словно не мои… Господи, неужели ты есть и помог мне?
— Да.
— Я говорю с тобой, а не с собой?
— Да.
— И ты всегда рядом, я всегда смогу обращаться?
— Да. Да. Да.
На третьем «да» у Раздолбая сами собой брызнули из глаз слезы, и он повалился на кровать, первый раз в жизни узнав, что такое плакать от счастья.
— Бог есть! — думал он. — Бог есть и помог мне. Теперь я знаю, что на свете есть Бог».
Так и получается, что, в конце концов, одним из безусловных достоинств книги оказываются не религиозная и не историческая тематика, а просто-напросто главный герой. Санаев, уже проявивший себя в семейном бытописании, и в этот раз оказывается на высоте.
Ярких персонажей в романе много, но Раздолбай — самый живой, способный, кажется, вот-вот сойти со страниц книги, как минимум на экран. Он, конечно, не претендует на звание положительного главного героя, которого в современной литературе только что днём с огнём не ищут, но и не отнимает надежду, что сможет когда-нибудь таковым стать, хоть бы и на просторах второй части романа. Это, видимо, и есть единственный плюс того, что Санаев не уложил всю историю под одну обложку.
Книгу проглатываешь за пару дней, но несмотря ни на что создаётся ощущение, что автор уж слишком хотел поудачнее продать и без того хороший роман. И перестарался. Прямой отсыл к триумфальному «Похороните меня…» и сериальная незаконченность сюжета первым томом только обижают читателей. Впрочем, эта обида из тех, на которые можно не обращать внимания.