Среда, 07 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Герой, которого не знают

Иногда, чтобы понять современников, нужно перечитать классиков

Выходные дни на минувшей неделе замкнули два совершенно непохожих друг на друга окололитературных события: спектакль Евгения Гришковца «+1» в драмтеатре и журфикс, посвящённый чеховской «Даме с собачкой», в областной библиотеке.

Пусть особо рафинированным читателям не покажется кощунственным сравнение Чехова и Гришковца. Я тоже первого люблю значительно больше, чем второго. Но речь-то сейчас пойдёт не о них, а о нас.

Дело было в Ялте
В день оглашения результатов референдума о вхождении теперь уже независимого государства Крым в состав России читальный зал в областной библиотеке превращён в ялтинское кафе, и в этом нет политического подтекста. Столы накрыты светлыми скатертями, на них — соки, сладости и тюльпаны, в которых не сразу разглядишь искусственность.

За окном, конечно, купола Софии и снега. Но о любви поёт Nino Rota, и смотреть хочется не на снег, а на голубое море, которое плещется совсем рядом — на таком же голубом телевизионном экране. Дамы в удлиненных платьях, как того и требует этикет и пригласительный билет в сумочке, рассаживаются за столики. Ряды кавалеров малочисленны, но и среди них есть те, кто не поленился прийти в галстуке и пиджаке.

Как только я сажусь за один из крайних столиков, плеча мягко касается чья-то рука:

— Извините, но это места для приглашенных с собачками.

Это не удивительно и удивительно одновременно — собачка в библиотеке. Но именно маленький шпиц послужил поводом к знакомству главных героев повести «Дама с собачкой». Так почему бы шпицу не оказаться и здесь?

Слово журфикс переводится с французского языка как фиксированный день. Но в России в употребление вошло в качестве обозначения вечера без танцев, на который гостей приглашали скрасить досуг хорошей музыкой, стихами и приятной беседой. Новгородская библиотека с недавних пор принимает по понедельникам. Правда, не столь часто, как хотелось бы, потому что подготовка к таким литературно-музыкальным вечерам требует больших усилий.

Впрочем, вернёмся в Ялту. Кафе постепенно заполняется. Одна из организаторов журфикса Екатерина Лигус в чёрном платье и шляпке рассаживает всё прибывающих гостей по свободным местам. В зале шумно, и расслышать, о чём говорят гости, не представляется возможным. Разве что двух моих ближайших соседок — о причёсках. Флейтистки за соседним столиком активно жестикулируют, затем в зале появляется дама в платье в пол цвета спелой вишни и такой же шляпке, отороченной чёрным кружевом. Все оборачиваются на неё, ведущий вечера, сотрудник новгородского музея-заповедника Андрей Ефимов, открывает журфикс.

Слово журфикс переводится с французского языка как фиксированный день. Но в России в употребление вошло в качестве обозначения вечера без танцев, на который гостей приглашали скрасить досуг хорошей музыкой, стихами и приятной беседой

М плюс Ж
Ведущий шутит: «Многие из вас здесь либо с собачкой, либо в шляпе, либо просто дама».

И правда, по признанию библиотечных сотрудников, активным большинством среди посетителей кремлёвки были и остаются женщины. Для них прежде всего и организовано это событие, о них, по преимуществу, и идёт разговор. И в такой тонкой материи, как слабый пол, конечно, не разобраться без учёных. Профессор НовГУ Александра СЕМЁНОВА рассказывает о чеховских образах в XXI веке, и Елена ЛУКОВИЦКАЯ, опять же профессор, о том, чем женщина XXI века отличается от женщины века XIX.

Елена Геннадьевна, и докладывая, пребывает в роли социолога:

— Я не так давно среди своих студентов проводила опрос, для кого из них любовь является абсолютной ценностью в жизни. И сейчас его же задам вам. Поднимите руки! — зал отвечает лесом рук. Социолог кивает: «Для всех. А студенты мне ответили немного иначе. Девушки, конечно, все подняли руки, для них любовь — безусловная ценность. А юноши — не все. Да и те, что подняли, сделали это как-то кривенько, прижав руку к себе. Стесняются говорить о чувствах. Но внутри они у них есть».

Это всё из разряда психологии. Что касается классической литературы, там герои нередко оказываются недостойны своих героинь. Первыми можно вспомнить Обломова и Ольгу, Рудина и Наталью и того же Гурова и Анну Сергеевну, даму с собачкой. Но это ещё полбеды. Потому что в современной литературе героя, и прежде всего героя-мужчины, вообще нет. Так говорят критики. Нет его, типического, нет воплощения своего времени и эпохи. Кроме разве что... Евгения Гришковца собственной персоной.

Я вряд ли вспомнила бы о нелюбимом драматурге на журфиксе, посвящённом драматургу любимому. Но Елена Луковицкая с этой мужской стыдливостью! Но Александра Семёнова, перечислившая в числе основных образов чеховского рассказа одиночество, скуку, страх да ещё любовь как несчастье!

И сразу в голове зазвучало хрипловатое, чуть наигранное: «Меня никто не знает».

Наше всё
«И что же хорошего в том, что тогда этого поцелуя не случилось? Его же не было! А если этого первого моего поцелуя с той девочкой не было, то его уже не будет. Не будет никогда. (...) Кто виноват? Да сам же и виноват. Не решился, забоялся, не знал, как это сделать, не смог быть независимым от школьных интриг и кодексов поведения. И никто тогда не узнал моего поцелуя. И сам я его не узнал… Никто меня не знает».

На журфиксе о любви и одиночестве и пели, и читали стихиЭто, безусловно, уже не Чехов и даже не его герой, а Гришковец страдает. Сто лет прошло с тех пор, как ловелас Гуров переживал о том, что ради Анны Сергеевны не может рискнуть и пойти на что-то большее, чем тайная любовная связь, а современные мужчины по-прежнему о том же: не решился, забоялся, не смог быть независимым.

Фрагменты из «Дамы с собачкой» и социологические изыскания по гендерным вопросам дамы в библиотеке принимают одобрительными аплодисментами. Зрители, слушающие Гришковца, срываются на овации. А Гришковец опять о чём говорит? Да о том же, о чём и Чехов, только сто лет спустя. Скука, страх, неслучившаяся любовь да над этим всем одиночество — «меня никто не знает». Зал неистовствует. У Гришковца аншлаг. И в библиотеке тоже.

Возможно, именно из-за этих повторяющихся тем первой мыслью после двухчасового концерта Евгения Гришковца приходит обидная: скучно, надоело, ну ничего же нового не сказал. Вот и про одиночество до него кто только не распинался, и про то, как непросто Родину любить, если хочется любить её сознательно, и про то, что годы идут, и... да про всё.

Но Евгений Валерьевич, судя по всему, на лавры классика и не претендует. В одном из своих интервью он честно признаётся: «Сколько будут читать мои книги? Вряд ли они проживут 100 лет. Даже 50 лет вряд ли проживут. (...) Что тогда в моих книгах? Это же так просто! Есть стремление разобраться с этой жизнью и в ней разобраться, понять, что это такое. Понятно, что никогда не разберемся, но можно пытаться это делать особым образом». И зрители вслед за многоликим автором, который вроде бы и актёр, а вроде — литератор, пытаются разбираться. Успешно или нет — не так уж и важно, но с удовольствием, это уж точно. Иногда над собой посмеиваясь, а иногда — страшно жалея себя, такого одинокого, кого никто, в том числе и он сам, не знает.

Одиночество, будь оно в Сети, на необитаемом острове или среди родных и близких людей, — тема остро популярная во все времена. Каким бы языком — классической литературы или масскультуры — о ней ни говорили, она всё равно соберёт аншлаг и бурные аплодисменты. Впрочем, раз уж мы заговорили о двух конкретных произведениях, то тема одиночества — не единственное, что объединяет «Даму с собачкой» и «+1». Объединяет их ещё и открытый финал. Получается всё как в жизни: сложно и совершенно непонятно, чем всё это кончится. Но в этой сложности и есть красота, и зрители покидают читальный и зрительный залы с чувством удовлетворения.

P.S. А всё-таки тянет меня Гришковца отнести к масскультуре не только из-за узнаваемости его приёмов, но и из-за зрителей, приходящих его послушать. Евгений Валерьевич настоятельно просил отключить мобильные телефоны. Однако они назойливо звенели в течение спектакля трижды. И трижды их владельцы под общее одобрение зала были осмеяны драматургом. А на журфиксе телефоны не пели. Возможно, это — крохотная деталь, но кое о чём всё-таки говорит.

Александр КОЧЕВНИК (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 07.08.2024 года

РЕКЛАМА