Среда, 07 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Книга перед сном

Вдохновение приходит ночью во время Ч

Ближе к полуночи тёмный зал библиотеки «Читай-город» освещается только большим, светящимся экраном проектора. Экран белый, а лица рассевшихся напротив него слушателей отливают синевой.

Ночь в самом разгаре, и диалог (иногда монолог, а чаще полилог) здесь идёт живо и, кажется, довольно давно. Пригнувшись, пробираюсь на одну из последних скамеек и из синего многоголосия вычленяю один мужской голос:

— Я, может, не в тему это скажу, но у некоторых поэтов к писательству тяга, как к наркоте. Вот взять двух друзей: Мариенгофа и Есенина. Мариенгоф писал так, чтобы сам процесс эстетическое наслаждение доставлял, он писал для кайфа. А у Есенина была тяга. Ему не важно было, в чём писать и что пить при этом: пиво или кофе, ну не мог он не писать. Ему это нужно было ну… как обдолбаться.

Тут, вероятно, следует сразу же принести извинения части наших читателей, непривычных к тому, чтобы о последнем певце деревни говорили в подобном тоне, потому что и я то, о чём говорил этот молодой человек, понимаю, да и говорил он, вероятно, о самом себе. В конце концов, третья всероссийская сетевая акция «Библионочь», прошедшая в Новгороде на прошлых выходных, — самое подходящее место для сбора людей, для которых писательство и чтение — натуральный наркотик, и которых, поговаривают недоброжелатели, на самом деле давно не осталось.

Ещё несколько таких ночей — и «Читай-городу»  больше не нужен ремонт, считают его сотрудникиЛежал бы я в могиле
— А мне Мариенгоф нравится больше, — отвечает на слова про наркоту человек в синей футболке супермена, московский писатель Олег Швец. Он один сидит к белому экрану не лицом, а спиной, потому что он-то здесь и проводит мастер-класс по писательскому мастерству.

— Он интересный, они с Есениным просто разные. Я не говорю, что кто-то лучше.

— Он удивительный: «Она упала на пол и хохотала ногами, как собака хвостом». Это же обалденнейше! Раз уж вы меня тут убеждали, что творчество — это сплошное волшебство, то вот Есенин: не может не писать, кровью ручки заправляет, всё время пытается высказаться. Вот это и есть, с моей точки зрения, волшебство. А вот то, как он высказывается, то, какие слова он подбирает и в каком объеме, в этом уже никакого волшебства нет. Это техника. И чем больше он это делает, тем лучше получается. Это чистый хоккей.

— Я недавно пришел, не знаю, была ли уже такая версия… — говорит кто-то, чьё лицо с моей Камчатки не разглядеть.

— Ничего, мы потерпим, — обнадёживает Швец.

— Я много об этом думал и пришел к мысли, что всё на самом деле уже написано и нарисовано, оно уже существует. Просто автор в какой-то момент своим сознанием высвечивает этот участок для окружающих.

В хранилище областной библиотеки в Новгородском кремле запрещается: фотографировать, кормить сосисками рыжих котов и пугаться привидений

 — А по Интернету вообще байка ходит, что в начале ХХ века какое-то научное общество, кажется, английское, выступило с заявлением, что всё уже изучено и открытий больше не будет. И ничего! Мне кажется, что у всех есть какой-то этап, на котором мы чувствуем, что уже всё сделано. Сейчас есть куча мнений, что всё, что мы пишем, — это  на самом деле гипертекст, в котором каждая строчка уже на что-то ссылается в прошлом или в настоящем. И иногда человек этого сам не понимает. А к нему подходят и говорят: «Ого! Как ты это написал, как будто твоей рукой Господь Бог водил!» — слева от меня аудитория взрывается безудержным хохотом, кажется, эти ребята в теме, о чём речь. Швец продолжает. — Или хуже ещё говорят: «Ого! Что это ты написал? Это же чистая порнография!». А у тебя в тексте ни одной голой ноги. Как они их там видят? А бывает, написал, и вдруг выясняется, что кто-то это тоже уже написал и причем почти такими же словами. И хорошо, если сейчас, а если 50 или 100 лет назад? Вот и думаешь тогда: был бы я первый, лежал бы сейчас в красивой могиле и меня бы печатали в учебниках (снова хохот и аплодисменты). Но ведь всё равно всегда находятся люди, которым открывается и что-то новое.

— Да, — соглашается человек из зала. — Только я не про это вам говорил.

В Кремлёвке «Библионочь» была посвящена переводу времениКурочка Ленин
В других залах библиотеки в отличие от того, в котором засел Швец со своими слушателями, ярко и шумно. «Библионочь» как всероссийская акция проводится в третий раз и за это время уже успела сформировать свои собственные правила, главное из которых, пожалуй, одно: время в эти ночи в библиотеках бежит не от открытия до закрытия, а как ему вздумается. Вот и я предлагаю, отмотав киноленту «Библионочи» минут на 30, пустить время от полуночи назад.

Смеркается. На крыльце библиотеки, повернувшись спиной к томикам классиков, с недавних пор украшающим вход в «Читай-город», покуривают юные и не очень читатели. Все места для парковки велосипедов заняты. Дверь в библиотеку не закрывается, пропуская нас и свежий воздух, в котором, к счастью, уже не чувствуется табак. Справа от входа нет никакой возможности пробиться во фримаркет, где книги отдают и меняют за так, слева огромный ватман во всю стену расписывают кто во что горазд художники талантливые и прочие. Тут же пьют чай и кофе с круассанами, разговаривая, наблюдают, как на двух жёлтых дверях, ранее довольствовавшихся скромными буквами «М» и «Ж», вырастают фигурки девочки и мальчика в человеческий рост. Как того и требует концептуальное искусство, фигурки складываются не из какого-нибудь там сора, а из монолога Гамлета: быть или не быть и далее по тексту.

Вообще, художники работают сразу на нескольких площадках библиотеки, в детском уголке девочка с африканскими косичками, забравшись на стремянку, рисует огромную голубую рыбу-кит, на которой расположился чудо-город. За спиной у художницы читают сказки вслух, сперва детям, а потом, когда детей родители уводят спать, самим себе. Девочка в салатовых брюках и такого же цвета волосами уговаривает высокого молодого человека в чёрном, с волосами чёрными на одной половине головы и полностью отсутствующими на другой:

— Сказку про сатира хочу!

— Позже. Тот, кто умеет слушать тишину, многое может, — многозначительно отвечает полубритоголовый сказочник. Но его компания начинает скандировать вслух и нараспев:

— А дайте мне верёвку и мыло, чтобы моё бренное измученное тело раскачивалось и скрипело!

Библиотеки открыты не только для литературного творчестваВид у всех при этом такой довольный, что воспринимать серьёзно это «дайте мне верёвку» ну никак нельзя. Сказочника, впрочем, довольно скоро всё же уговаривают прочесть что-нибудь из своего, и он выходит в центр комнаты, чтобы рассказать про «курочку Ленина». Я, к великому своему сожалению, включить диктофон в этот момент не успеваю, ведь сказка оказывается, безусловно, хороша. В моём вольном переложении она звучит так: «Жила была курочка Ленин и снесла она красное яичко, да не простое, а коммунистическое. Монархисты били его, били, не разбили, ещё кто-то бил-бил, не разбил, а потом прибежал Горбачев, хвостиком махнул — яичко и разбилось. Заплакала курочка, но прибежала мышка и сказала: не плачь, принесу я тебе другое яичко. И действительно принесла. Голубое такое яйцо».

Значит, прав литературный критик и писатель Вадим Левенталь, утверждавший в интервью «НВ» несколько часов назад, что литература, как и все сферы нашей жизни, донельзя политизирована. И никогда писателю не следует утверждать, что он над схваткой, а нужно бы просто осознать, на чьей он в этой схватке стороне.

Рыжик на «Большевике»
Припоминая Левенталя, снова отматываем время и даже пространство назад, ведь он стал гвоздём вечера не в «Читай-городе», а в областной библиотеке. Возможно, от того, что само здание Присутственных мест к тому обязывает, а возможно, потому что «Библионочь» ещё только начинается, обстановка в Кремлёвке производит впечатление чуть более академичной, чем в «Читай-городе».

— В этом году «Библионочь» мы проводим во второй раз, и я очень рада видеть наших читателей именно в этих стенах, в кремле, — открывая праздник, напоминает об известных событиях директор Новгородской областной библиотеки Надежда ГУНЧЕНКО. — Сегодня много говорится о том, что библиотеки мало кому интересны, однако новгородцы совсем недавно доказали обратное, открыто заявив, что хотят, чтобы наша библиотека осталась на своём прежнем месте и никуда не переезжала из центра города.

Олег Швец: «А бывает, написал, и вдруг выясняется, что кто-то это тоже уже написал и почти такими же словами. И хорошо, если сейчас, а если 50 или 100 лет назад? Вот и думаешь тогда: был бы я первый, лежал бы сейчас в красивой могиле и меня бы печатали в учебниках»

«Библионочь» в кремле в этом году посвящена двум юбилярам этого года — Шекспиру (450) и Лермонтову (200), их стихи на разных площадках библиотеки читают актеры, поэты и политики. Да и сам праздник открывается «лермонтовским часом» — встречей со старшим научным сотрудником музея-заповедника «Тарханы» Татьяной Кольян, в соседнем зале в это же время начинают играть джаз, в других читают стихи новгородские поэты, обмениваются книгами и проходят квесты читатели, на лестнице идёт сбор на экскурсию в библиотечное подземелье — книгохранилище. Ловлю себя на мысли, что мне остро хочется разорваться. Но раз уж это невозможно, надо идти в хранилище.

Запись на экскурсию проводилась заранее в социальной сети и в самой библиотеке, кто не успел — тот опоздал. Но тем внушительнее себя чувствуют остальные, благо и на двери в само хранилище помимо замка ещё и табличка: «Там, где не ступала нога читателя». Прежде чем спуститься, экскурсовод предупреждает: фотографировать нельзя, кормить сосисками рыжих котов и пугаться привидений тоже.

Сегодня в библиотеке хранится 238 тысяч изданий, 6 из которых — редкий фонд. Всё это богатство, конечно, в подземелье, куда нас ведут, уместиться не может, здесь лишь его часть. На входе в хранилище самое интересное — «Война и мир», «Мёртвые души» с позолоченными страницами и прочее-прочее изданное не позднее начала ХХ, а то и в XVIII веке. Книги нам в честь «Библионочи» разрешают даже полистать, а пока мы листаем, где-то впереди за книжными стеллажами раздаётся гул привидений, периодически мелькают их белые облачения. Кое-кто в нашей группе экскурсантов не в шутку вздрагивает, впервые завидев такие потусторонние штучки.

Библиотеки открыты не только для литературного творчестваИ только коту Рыжику, которому, кстати, на «Библионочи» посвящен отдельный зал, все эти привидения были бы до лампочки. Ему-то в отличие от читателей в хранилище вход не заказан.

— Бывает, ищешь-ищешь его везде, а потом смотришь: Рыжик в хранилище между книг прямо на полке прикорнул, — рассказывает экскурсовод. — Хотя, конечно, он больше любит газеты, они мягче. Я однажды спросила, где кот, а мне отвечают: «В хранилище. На «Большевике».

Время, вперёд!
Рассматривая фотографии «Библионочи», выложенные в Сеть уже на следующий день, понимаешь, что хоть и многое успел, но пропустил-то, оказывается, ещё больше. И в Кремлёвке, и в «Читай-городе», не говоря уже о шпионской вечеринке в Библиотеке имени Балашова, куда ноги просто не дошли. «Библионочь», как и хорошая книга, действительно похожа на наркотик: когда они заканчиваются, в душе (до новой книги и новой ночи) остаётся тянущее чувство. Кроме того, «Библионочь» есть вещественное доказательство, что пространство библиотек, не только в Европе, которую мы за это привыкли хвалить, но и у нас, уже давно расширилось и переросло само себя. И самое главное — огромное количество новгородцев всех возрастов готовы приходить в библиотеку, чтобы послушать, спеть, посмотреть, нарисовать и, конечно, почитать. И всё это несмотря на  навязшие и общеизвестные нехватку финансирования, тесноту и не самую передовую оснащенность библиотечных залов, на клиповое мышление и то, что книга, видите ли, отживает свой век.

Владимир БОГДАНОВ,
 Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 07.08.2024 года

РЕКЛАМА