Среда, 07 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Афишу формирует зритель

Новый директор театра драмы Всеволод ЧУБЕНКО поделился с корреспондентом «НВ» первыми впечатлениями о новом месте работы и планами на будущее

Заслуженный артист РФ Всеволод Чубенко — не администратор по призванию. Он долгие годы выходил на сценические подмостки Вологды, создал «Свой театр», но вместе с тем руководил и департаментом культуры Вологодчины.

Теперь ему предстоит наводить порядок в неспокойном королевстве Новгородского областного драматического театра имени Ф.М. Достоевского. На пост директора Чубенко заступил 1 апреля.

— Всеволод Васильевич, с вашего назначения прошёл месяц. Интересно узнать ваши впечатления от увиденного и услышанного.

— Я человек азартный, поэтому чем невыполнимее передо мной задача, тем интереснее работать. Проблемы здесь налицо, и их нужно решать. Поправить можно. Мне нравится, что по ситуации есть понимание со стороны правительства региона и департамента культуры.

— Хорошо, тогда давайте по порядку. Говорят, встречают по одёжке. В данном случае — по внешнему виду здания театра. Многие считают, что на храм Мельпомены это обветшалое строение с прилегающей неблагоустроенной территорией похоже меньше всего…

— Безусловно, внешний вид театра и его материально-техническая база, какую, если честно, уже редко в каких учреждениях можно встретить, вызывают уныние. Но театр делают прежде всего актёры и то, что происходит на сцене, а не занавески в фойе. Однозначно театр нуждается в комплексных ремонтных работах. И тут сразу у всех на устах возникает слово «реконструкция». Многие рассуждают: зачем что-то делать сейчас, если будет реконструкция, и всё переделают. Но надо понимать, что театр и департамент культуры — лишь пользователи этого здания. Решение о выделении средств на ремонт принимаем не мы, а высшие ведомства страны. В настоящее время предложения от Новгородской области по реконструкции здания театра драмы в 2015 году направлены в Министерство культуры России. Ответа пока нет.

Но говорить, что мы сидим сложа руки и только клеим объявления, предупреждающие, что с фасада может упасть облицовка, нельзя. Ремонтные работы ведутся постоянно. В настоящий момент как раз ремонтируется фасад. Ранее был закончен ремонт ступеней на прилегающей к театру территории. Другой разговор, что делать с теми молодчиками, которые гоняют по этим ступеням на мотоциклах или устраивают по вечерам ралли-гонки на площадке перед театром. Это просто недопустимо.

— У театра есть попечительский совет, в который входят ведущие предприятия и ведомства. Может быть, обратиться к ним за помощью?

— Да, я знаю о существовании попечительского совета. Но он на сегодняшний день по сути бездействует. Моё мнение: его нужно преобразовать в общественный совет, куда также вошли бы представители СМИ, зрители. Нам важно знать мнение людей, для которых мы работаем. Есть такое мерзкое театральное выражение: «Публика — дура». Никогда с этим не соглашусь. Афишу формирует зритель. Люди видят, что происходит, и должны высказывать своё мнение, пожелания. Конечно, на поводу у зрителя мы не можем идти. Но слышать, что ему интересно, мы обязаны. Функции общественного совета — оценка деятельности учреждения в принципе, посильная помощь, совет. Ведь работа театра — это целый комплекс, куда входят не только спектакли, но и встреча зрителя, атмосфера в театре, общение с прессой, общественно-полезная работа.

Что касается помощи театру: слово «спонсор» — для меня запретное. Писать письма с просьбой помочь — бесполезно. В ответ получишь очередную отписку. Если нет хороших личных или сугубо личных отношений — сотрудничества не получится. А если и дадут копейку, то её нужно будет отрабатывать на рубль. Меценатов сегодня мало.

— За последние несколько лет из театра драмы по тем или иным причинам ушло немало актёров. Но некоторые хотели бы вернуться в театр в связи с вашим приходом. Общались ли вы уже с этими людьми и планируется ли в новом сезоне пополнение труппы?

— Насколько я знаю, у главного режиссера театра Сергея Гришанина есть определенные договоренности о приходе новых четырёх-пяти артистов. Что касается того, кто, когда и по каким причинам уходил из театра, я вдаваться в эти подробности, судебные разбирательства не собираюсь. Если есть решение суда — значит, оно есть. Если же уход из театра — личное решение человека, это его право. Каждый сам вправе решать, что и как ему делать дальше. Я сам уходил из театра. Знаю, что многие были этим шагом огорчены. Но мне это было нужно, так как я был не согласен с некоторыми вещами. Это жизнь. Но пока никаких разговоров о том, что кто-то хочет вернуться, я не слышал.

В труппе театра драмы очень сильный состав народных и заслуженных артистов, актёров возрастных. Но, конечно, не хватает свежей крови. Театр — это вообще дело молодых. Но задержать молодого актёра в театре, кроме как интересной работой, трудно. Мы не можем предложить ему отдельную квартиру, например. У нас её просто нет. Но такая ситуация почти во всех региональных театрах страны.

— Что можете сказать: творческая жизнь в Новгороде идёт активно?

— Про культуру Новгородчины в целом мне говорить, понятное дело, сложно. Здесь пока всё ограничивается лишь театром. Вологду, конечно, я знаю со всех культурных сторон. И там, и здесь проводится масса выставок, спектаклей и прочих мероприятий. Но разительно отличаются традиции взаимодействия между коллегами, учреждениями культуры. Вологжане очень сильно связаны друг с другом: делятся новостями, зовут на свои мероприятия, актёры ходят на выставки, художники — в театр. Здесь же такого нет. Новгородцы почему-то закрыты по отношению друг к другу. Я узнаю о том, что в музее открылась выставка или прошла презентация книг в библиотеке постфактум, когда уже об этом показали по телевизору или написали газеты. На моё искреннее удивление, почему же не прислали приглашение, говорят, что обычно звонят накануне. Но я же не могу сразу после звонка спонтанно сорваться и бежать в музей, например. Хотя, с удовольствием сходил бы на выставку. Будем «ломать систему», приглашать коллег на все наши мероприятия: заранее и лично.

И вообще, мне хотелось бы, чтобы новгородский театр стал одним из центров культуры, чтобы на наших площадях проходили не только спектакли, но и выставки, презентации. Мы возобновляем сотрудничество с НовГУ: студенты разных факультетов будут проходить у нас практику.

Театр обязан быть центром культурной жизни региона— Яркий пример новгородской закрытости — сайт театра драмы. Среди информации — лишь краткие аннотации к спектаклям да иногда интервью с режиссёром накануне премьеры.

— Да. Если честно, я был этим удивлен. Актёры — публичные люди. Они работают, чтобы их знали. Более того, в театр приходят именно на артиста. Так что контент сайта будем наполнять, налаживать обратную связь. Зрители должны знать, что происходит в театре и помимо спектаклей: будь то ремонт или проведение на площадях театра выставок или семинаров. На сайте есть своя новостная лента, на которой мы будем информировать наших зрителей обо всех интересных событиях.

— Неоднократно высказывалось мнение, что театр драмы стал прокатной площадкой для гастролёров: концерты поп-звёзд проходят у нас чаще, чем свои спектакли. Вы говорили, что будете пересматривать эту политику. Что в итоге изменится?

— О полном запрете выхода на сцену драмтеатра других коллективов речь, конечно, не идёт. Я за рациональное использование площадки. Другой разговор — концерты тех или иных «звёзд» нашей отечественной сцены. Я, например, против выступлений тюремных шансонье. Это не театральный формат. Другое дело — концерты классической музыки, моноспектакли актёров театра и кино, как, например, с аншлагом прошедшие выступления Сергея Безрукова, Евгения Гришковца, Константина Райкина, гастроли театров из других регионов. Мы должны знать, чем дышат наши коллеги. Сейчас обсуждается проект обменных гастролей по всему Северо-Западу. Мы покажем себя, увидим театры Калининграда, Питера, Пскова и других городов.

— Вы отсмотрели почти все спектакли, что стоят в афише. От избытка комедий у вас не зарябило в глазах? Каким вы видите репертуар театра?

— Безусловно, перекос в сторону комедий есть. Они должны быть в репертуаре, никто не спорит. И не только написанные Мольером или другими известными комедиографами. Существует и современная драматургия. Насколько она пошлая, зависит о того, кто её ставит и как играют. Можно сделать пошлую вещь трогательной, а классику — пошлой.

В будущем, конечно, я бы хотел видеть более сбалансированный репертуар. Современная пьеса — однозначно. Классика — безусловно. Причём раскрученная — Гоголь, Чехов, Достоевский само собой. В афише должны быть театральные имена. Тем более в афише академического театра драмы.

На следующий сезон репертуар пока не верстался. Но уже есть определённые задумки. Я бы хотел, чтобы в год 450-летия Шекспира на сцене был представлен этот великий драматург. Хотелось бы, чтобы и Лермонтов, которому в этом году празднуют 200-летие со дня рождения, присутствовал. Это даты принципиальные. И очень странно, что они пока никак не нашли своего места в афише новгородского театра драмы.

— Хотелось бы подробнее остановиться на Фёдоре Михайловиче Достоевском, имя которого носит новгородский театр. Многие упрекают театр, что на сцене долгое время не было спектаклей по его произведениям. Мы даже на фестивале камерных спектаклей, который ежегодно проходит в Старой Руссе, несколько лет ничего не показывали. На что представители администрации театра говорили, что новгородская труппа просто не в силах потянуть подобную постановку. Но спектакль «Н.Ф.Б.», премьера которого состоялась в ноябре 2013 года, с успехом показал себя на XVII Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям писателя в Старой Руссе — стал лауреатом, а также получил награду «За лучшую режиссуру». Правда, ставил его приглашённый режиссёр.

— С Достоевским работать сложно. Он ведь не драматург. И здесь, конечно, есть определённые проблемы. Поэтому инсценируют его кто как хочет и может. Порой совершенно непредсказуемо. Поэтому каждый год делать к фестивалю новый спектакль, да ещё и Достоевского, — невозможно. Тут надо работать очень тщательно. Что же касается того, «потянет труппа или нет», — это смотря как поставить спектакль. Скоро будет уже десять лет, как спектакль «Осколки Раскольникова» по «Преступлению и наказанию», в котором я принимал участие и получил приз за лучшую мужскую роль, взял в Старой Руссе три номинации из четырёх. А в постановке было задействовано всего четыре человека.

— Вопрос режиссуры — спорный и порой очень болезненный. Наверняка вы в курсе тех «волнений», что разворачивались в театре несколько месяцев назад. Часть актёров выступали против директора и главного режиссёра, писали письма Председателю Гильдии театральных режиссёров России, художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину с просьбой вмешаться в ситуацию. Фокин в свою очередь обещал помочь с режиссёрами, если нам это будет нужно. Всеволод Васильевич, на ваш взгляд, мы нуждаемся в постановщиках?

— Сегодня главным режиссёром является Сергей Гришанин. Но, естественно, мы будем привлекать и других постановщиков. У меня уже есть предварительные договорённости с режиссёрами театров Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова. Многие из них — люди очень известные, со своим видением. Думаю, это сотрудничество будет весьма интересным и станет новым периодом развития новгородского театра драмы.

Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 07.08.2024 года

РЕКЛАМА