Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Жизнь не для всех,

или Зачем частное превращать в публичноеКоллективная выставка живописцев с названием «Частная жизнь» приехала в залы Центра современного искусства из питерской «Эрарты» для того, чтобы ещё раз сказать горожанам: быт, личное пространство и прочее частное — это прекрасно!

или Зачем частное превращать в публичное

Коллективная выставка живописцев с названием «Частная жизнь» приехала в залы Центра современного искусства из питерской «Эрарты» для того, чтобы ещё раз сказать горожанам: быт, личное пространство и прочее частное — это прекрасно!

В то же время может ли частное оставаться таковым, если к нему организован публичный доступ? Вопрос, выходящий далеко за пределы выставочного пространства.

Но для начала всё же разберёмся с внутренней составляющей. За колорит «Частной жизни» отвечают стоптанные и от этого ещё более ценные мягкие домашние тапочки, устроившиеся слева от входа в зал, сушащиеся на веревочках женские панталоны солидного размера в веселенький цветок и печатная машинка, разместившаяся в интерьере книг — уже в другом, мужском углу.

Впрочем, всё это детали, которые обнаруживаются потом. Прежде всего взгляд упирается в картину Александра Косенкова «Поматросил? Даже не матросил». Такая вот насущная проблема обсуждается тремя девицами, осовремененными художником.

Сюжет явно радует директора ЦСИ Сергея ПУХАЧЁВА: презентуя новую экспозицию, к этой теме он возвращается не единожды. Но в основном вспоминает тяжёлое прошлое всего частного, апеллируя к старшему поколению. Не так давно, по меркам-то истории, та самая частная жизнь рассматривалась как нечто исключительно подозрительное. «Одним из первых сердился по поводу частной жизни ещё Карамзин, — расширяет горизонты Сергей Борисович. — Достоевский выступал против диванного существования».

— Частная жизнь всегда казалась граничащей с мещанством, а следовательно, не занимала особого места в потоке истории. В советский период бытовало пренебрежительное, порой даже агрессивное отношение к ней. «Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит», — писал Владимир Маяковский без тени юмора. Оно и понятно, когда государство и частная жизнь долго противоречат, и канарейки могут таить угрозу, — поддерживает Владимир НАЗАНСКИЙ, куратор проекта.

— Это сейчас мы понимаем, что ничего лучше-то и не может быть, чем та самая частная жизнь, — в унисон заключают оба искусствоведа.

И пускают зрителя в свободное плавание по чьим-то частным жизням, рассказывающим про канареек в широком смысле, про домашнюю жизнь, про любовь, детей, родителей, память дома, книжные полки, диваны, стулья, ремонт квартиры, вид из окна и многое другое. Но что об этой частной жизни думает молодёжь, составляющая солидную часть гостей выставки? Между нами говоря, всё свободное от работы время мы, поколение до тридцати, только и делаем, что всячески воспеваем и поэтизируем эту самую частную жизнь. Каждый свою.

А как иначе назвать все эти фотографии в доступных соцсетях с многозначительными комментариями: «Приготовила пасту. Получилось вкусно». «Любимый муж принёс букет цветов. Он у меня такой». «Поставил литые диски на свою малышку». А котики? А сэлфи в примерочной? А  новенькие ботиночки первенцу? Ужин в «Макдоналдсе», портрет любимой кружки, закладка для книжки, смастерённая собственными руками?

— Там искусство, Её Величество живопись, с несколькими смысловыми планами, оригинальными решениями, нетрадиционным подходом. А тут? Голая констатация факта, — возмутятся ценители прекрасного и будут правы. Но только в некотором смысле.

Просто «Частная жизнь», поселившаяся в залах ЦСИ, незыблема, проверена временем, утверждена и одобрена. А наша частная жизнь, которая ежесекундно окружает, проявляется в тех самых фото за секунду и моментальной отправке в Сеть, назойливая и активно внедряющаяся во всё, — пусть молодая и скоротечная, но является одной из самых ярких примет сегодняшнего времени.

Изучая её в собственном аккаунте, нет-нет да и подумаешь: так ли уж хороша эта самая частная жизнь? И не превратилась ли она, незаметно для всех, в очень даже публичную? А если да, то обратим ли процесс? И не в том ли уникальность выставки «Эрарты», что существовавшая некогда интимность личного пространства покинула нас навсегда, оставив только название. Но... это уже совсем другая история.

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА