Среда, 07 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Жизнь не для всех,

или Зачем частное превращать в публичное

Коллективная выставка живописцев с названием «Частная жизнь» приехала в залы Центра современного искусства из питерской «Эрарты» для того, чтобы ещё раз сказать горожанам: быт, личное пространство и прочее частное — это прекрасно!

В то же время может ли частное оставаться таковым, если к нему организован публичный доступ? Вопрос, выходящий далеко за пределы выставочного пространства.

Но для начала всё же разберёмся с внутренней составляющей. За колорит «Частной жизни» отвечают стоптанные и от этого ещё более ценные мягкие домашние тапочки, устроившиеся слева от входа в зал, сушащиеся на веревочках женские панталоны солидного размера в веселенький цветок и печатная машинка, разместившаяся в интерьере книг — уже в другом, мужском углу.

Впрочем, всё это детали, которые обнаруживаются потом. Прежде всего взгляд упирается в картину Александра Косенкова «Поматросил? Даже не матросил». Такая вот насущная проблема обсуждается тремя девицами, осовремененными художником.

Сюжет явно радует директора ЦСИ Сергея ПУХАЧЁВА: презентуя новую экспозицию, к этой теме он возвращается не единожды. Но в основном вспоминает тяжёлое прошлое всего частного, апеллируя к старшему поколению. Не так давно, по меркам-то истории, та самая частная жизнь рассматривалась как нечто исключительно подозрительное. «Одним из первых сердился по поводу частной жизни ещё Карамзин, — расширяет горизонты Сергей Борисович. — Достоевский выступал против диванного существования».

— Частная жизнь всегда казалась граничащей с мещанством, а следовательно, не занимала особого места в потоке истории. В советский период бытовало пренебрежительное, порой даже агрессивное отношение к ней. «Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит», — писал Владимир Маяковский без тени юмора. Оно и понятно, когда государство и частная жизнь долго противоречат, и канарейки могут таить угрозу, — поддерживает Владимир НАЗАНСКИЙ, куратор проекта.

— Это сейчас мы понимаем, что ничего лучше-то и не может быть, чем та самая частная жизнь, — в унисон заключают оба искусствоведа.

И пускают зрителя в свободное плавание по чьим-то частным жизням, рассказывающим про канареек в широком смысле, про домашнюю жизнь, про любовь, детей, родителей, память дома, книжные полки, диваны, стулья, ремонт квартиры, вид из окна и многое другое. Но что об этой частной жизни думает молодёжь, составляющая солидную часть гостей выставки? Между нами говоря, всё свободное от работы время мы, поколение до тридцати, только и делаем, что всячески воспеваем и поэтизируем эту самую частную жизнь. Каждый свою.

А как иначе назвать все эти фотографии в доступных соцсетях с многозначительными комментариями: «Приготовила пасту. Получилось вкусно». «Любимый муж принёс букет цветов. Он у меня такой». «Поставил литые диски на свою малышку». А котики? А сэлфи в примерочной? А  новенькие ботиночки первенцу? Ужин в «Макдоналдсе», портрет любимой кружки, закладка для книжки, смастерённая собственными руками?

— Там искусство, Её Величество живопись, с несколькими смысловыми планами, оригинальными решениями, нетрадиционным подходом. А тут? Голая констатация факта, — возмутятся ценители прекрасного и будут правы. Но только в некотором смысле.

Просто «Частная жизнь», поселившаяся в залах ЦСИ, незыблема, проверена временем, утверждена и одобрена. А наша частная жизнь, которая ежесекундно окружает, проявляется в тех самых фото за секунду и моментальной отправке в Сеть, назойливая и активно внедряющаяся во всё, — пусть молодая и скоротечная, но является одной из самых ярких примет сегодняшнего времени.

Изучая её в собственном аккаунте, нет-нет да и подумаешь: так ли уж хороша эта самая частная жизнь? И не превратилась ли она, незаметно для всех, в очень даже публичную? А если да, то обратим ли процесс? И не в том ли уникальность выставки «Эрарты», что существовавшая некогда интимность личного пространства покинула нас навсегда, оставив только название. Но... это уже совсем другая история.

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 07.08.2024 года

РЕКЛАМА