Писать картину надо так, чтобы зрителю захотелось продолжить историю, рассказанную в ней
Она из удаленного от центральной усадьбы села, где и постоянных-то обитателей почти не осталось. В начале недели, приехав в деревню Лесная на работу в филиал борковской Детской школы искусств, остается там до выходных.
Она души не чает в своих маленьких ученицах, ненавязчиво направляя их руки, щедро разбрасывающие по бумаге краски, в нужном направлении. Не выпускает их из виду, даже когда сама стоит у мольберта и пишет.
Знакомьтесь — Анна ТОЛСТОГУЗОВА, член Союза художников России, чьи работы нередко можно увидеть на выставках, проводимых в Великом Новгороде. Вот и НовГУ новый проект «История успеха», стартовавший в апреле и посвященный профессиональному росту своих выпускников, начал с экспозиции именно ее работ.
Она — талантливый живописец. И она — инвалид с детства по слуху…
— Вообще-то я — не коренная новгородка, приехала из Кемеровской области. Там закончила художественное училище, — начинает рассказ Анна Леонидовна. — Были еще студенты с такими же, как у меня, проблемами здоровья. Но никто из преподавателей никаких поблажек нам не давал. Учили многому и хорошо, особенно по графике был сильный педагог. С тех пор я именно этой технике и отдают предпочтение.
По словам Анны, по окончании училища она несколько лет работала оформителем. А в 1992 году собрались друзья — пятеро смелых — в Ленинград в Мухинское училище поступать. Но не знали, что пройти по конкурсу могли лишь те, кто предварительно подготовительные курсы «Мухи» посещал. В общем, срезали всех на первом же экзамене.
— Вышла я из здания и думаю: что делать дальше? — вспоминает Анна. — А в Новгороде в то время у меня родственники жили, и я вспомнила, как они говорили, что в училище культуры открылось художественное отделение. Так и попала на берега Волхова. И не жалею об этом.
Анна говорит быстро, да еще помогает себе жестикуляцией. Слушая собеседника, внимательно следит за его лицом, потому что не все слышит и считывает слова с губ. Она постоянно носит слуховой аппарат, но, тем не менее, просит людей говорить громче и помедленнее. Поначалу приходится контролировать себя и настраивать на неспешный четкий тон, но по ходу беседы втягиваешься и перестаешь замечать ее особенности.
Толстогузова успешно закончила Новгородское областное училище культуры, потом — НовГУ. Пробовала себя в разных техниках — и с батиком экспериментировала, и с акварелью, но любимую графику не бросала. Однако в силу своего ограничения по слуху долгое время работала в стол, демонстрируя свои творения лишь друзьям.
Но Анна Леонидовна по натуре — живой, коммуникабельный человек, и стремление к общению, новым знаниям взяло вверх. Она начала принимать участие в пленэрах, устраиваемых новгородскими мэтрами живописи, учиться у них. Причем творческий рост был таким стремительным, что членство в Союзе художников России не заставило себя ждать.
— Сейчас я довольно часто выбираюсь на выставки в город, есть и наставник — народный художник РФ Дмитрий Журавлев, который говорит, что у меня еще не весь потенциал раскрыт и что я должна решиться писать маслом. Вот над этим и работаю, — продолжает наша героиня. — Но вы знаете, и даже сейчас, когда я уже чего-то добилась в профессии и есть достижения, со стороны некоторых коллег-художников иногда все еще ощущаю настороженность по отношению ко мне, некую отстраненность. Приходится делать вид, что не замечаю этого…
Не в характере Толстогузовой обижаться и унывать. Этому ее еще и юные воспитанники учат. Говорит, что как педагог давно взяла за правило не навязывать детям свое видение их будущих рисунков, а стараться идти за их художественным посылом и мотивом, помогая ярко и полно передать на бумаге или холсте задуманную историю. Да и сама, приступая к новому художественному проекту, думает, ЧТО должна рассказать картиной, а О ЧЁМ — намеренно умолчать, давая зрителям возможность додумать…
Фото автора