Не стоит драматизировать идиотические проявления
Несмотря на то, что очередной сезон в Городском выставочном центре стартовал досрочно — в начале августа, — гостей на вернисаж в горячую летнюю пору собралось великое множество. Что ни говори, сильны духом новгородцы!
В свою очередь дирекция ГВЦ во главе с Сергеем Пухачёвым озаботилась тем, чтобы искусство бодрило. Старт выставочной волне дал проект «Мультреализм» одного из основателей творческого объединения «Художественная секта КОЛХУи» (коллективные художники. — Прим. ред.) петербуржца Николая КОПЕЙКИНА.
В гостях у новгородцев колдуны с кистями уже бывали — эпатировали как могли. Впрочем, персональная выставка Копейкина не звучала ремейком, хотя художник, не отступая ни на шаг, продолжает работу в присущей ему мультяшной манере.
Сергей Борисович о творчестве Николая (или Копеича) говорит, как водится, с искусствоведческих высот: дескать, художник состоит из двух частей. Первая — типичный питерский андеграунд: приколист и хохмач, внимательный исследователь «москва-петушковских» стихий. Вторая — коктейль из филологического и философского образований, откуда — неогосударствленная жизнь.
Что видят посетители выставочных залов на картинах «Гена модифицированный» или «Властитель дум», где возвышается дюжий мужик в камуфляже окраса «под берёзку», — неизвестно. Во всяком случае к деревянному автомату, расписанному под хохлому, стоящему невдалеке, прикладывались с удовольствием и трепетом, «Битву снеговиков с углевиками» разглядывали с не меньшим увлечением.
Сам Николай Копейкин, бегая средь шумного зала, не расставался с бутылкой шампанского — верным спутником художника. А включать серьёзность не хотел ни под каким предлогом.
— Я сегодня в диком восторге. Днём поехали в Юрьево, купили пять бутылок шампанского, выпили за этот прекрасный монастырь, увидели какие-то Рюриковичи кущи, прониклись историей Новгорода, откуда демократия пошла по земле и много раз душилась, душилась и продолжает душиться. И всё-таки снова возродится, — заторопился Копейкин, пританцовывая вокруг диктофона.
— Вы Новгородом прониклись. Как думаете, новгородцы проникнутся вами?
— Я не в курсе. Я всегда не в курсе, как отреагируют. Бывает, что пишут отзывы в спецтетрадках. Все говорят спасибо — хорошо, зашибись.
— Ну а ваша высокая миссия?
— Миссия наша очень важна: мы спасаем мир, как Брюсы. Погодите, а вы что, серьёзно спросили? Мультреализм — это наш метод, основная идея — драматизация идиотических проявлений и идиотизация драматических. Вы поняли, что я сказал? Мы, колдовские художники, — как герои одной из работ, висящей здесь: наша миссия невыполнима. Мы не колдуем, мы расколдовываем. Нам нужно не очаровать, а разочаровать, лишить шелухи иллюзии.
— Миссия и правда невыполнима...
— Мы знаем, что живём в иллюзии, что когда-нибудь сделаем это.
— То есть ваша жизнь — постоянный непрекращающийся стёб?
— Да что вы! Всё рассказанное здесь абсолютно серьёзно! Вот картина. Жажда у человека, он пьёт портвейн «777». А что же ему ещё пить? «Бонакву»? А где радость от неё? Нам всем известно, что в бутылке минеральные вещества спариваются с вирусами. Вообще, материала для наших работ много — это наша жизнь. Мы не ходим на пленэры, не рисуем берёзы и купола, не набиваем их на бицепс, не забиваем в голову зрителю — для этого есть специально организованные художники. Мы организованы по другим делам. У нас — искусство, которое не ориентируется на модные тенденции, достижения. Мы занимаемся чем хотим. Мы не продюсируемые, не дрессируемые и абсолютно бешеные в этом плане.
— Вас можно назвать последователями митьков?
— Было бы очень легкомысленно нас так называть, — Николай Копейкин впервые становится на удивление серьёзным: уж не обижается ли? — Почему-то среди журналистской братии митьки считаются единственными, застолбившими смеховую культуру. На самом деле они одни из. Просто в советское время сделали большой прорыв. Да, их роль нельзя преуменьшать. Но у нас есть художники из митьков. Они перешли к нам, потому что поняли: у нас интереснее. Митьки, как известно, никого не хотят победить, а мы специально бьём по больным местам.
Бить, к слову, удаётся прицельно и точно. Буквально в ноябре в Женеве откроется большая выставка КОЛХУистов, посвящённая украинским событиям. Под каким углом будут поданы сегодняшние события, которые уже завтра станут историей, — определить невозможно. Политические позиции по этому вопросу у творческого объединения «Художественная секта КОЛХУи» абсолютно разные. Но однозначно, что в их иерархии ценностей политика занимает низшую ступень.
…Используя право торжественно открыть «Мультреализм», Копейкин радует гостей поразительной краткостью. «Выставка открывается, художники напиваются», — произносит, мастерски открывая очередную бутылку шампанского. Потом согласно собственному творческому манифесту разочаровывает: отпивает из горла и без угощения гостей скрывается среди стендов с картинами.
Фото Владимира БОГДАНОВА
и из архива Николая КОПЕЙКИНА