Выставку Никаса Сафронова посетили свыше 5 000 новгородцев
Такого ажиотажа среди посетителей Музей художественной культуры Новгородской земли не знал давно. Если не сказать — никогда. За месяц работы вернисаж Никаса Сафронова, закрывшийся 17 августа, посетили свыше пяти тысяч человек.
То, что народ на Сафронова пойдёт, было ясно сразу. Никас Степанович — лицо в стране известное. И если кто из широкой публики даже не видел его работ, слышали о нём почти все. Новгородцы шли, как говорится, на имя.
Свою роль здесь сыграла и реклама, которую иначе как агрессивной не назовешь: про вернисаж ежедневно крутили ролики по местным теле- и радиоканалам, присылали сообщения на телефоны.
— Никас Сафронов — художник весьма неоднозначный, но, безусловно, интересный, — сказал директор Музея художественной культуры Новгородской земли Сергей БОГДАНОВ. — Его выставки проходят сейчас во многих городах Северо-Запада. Нам тоже удалось попасть в список. Причем переговоры с прокатчиками мы вели около восьми месяцев.
Портреты, написанные Сафроновым, висят в домах многих высокопоставленных лиц, актёров и музыкантов. Среди владельцев работ значатся, например, Алла Пугачева, Софи Лорен, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Карден, Мадонна, Михаил Горбачёв, Никита Михалков. На нашей выставке изображений знаменитостей хватало. Скажем, живописный портрет легендарной балерины Майи Плисецкой в окружении себя же в разных балетных позициях, судя по книге отзывов, вызвал особое восхищение своей фотографической схожестью с живым оригиналом.
Но в том-то и дело, что за фотографичность коллеги по цеху более всего Никаса и критикуют. Дескать, это не искусство, а банальное срисовывание. Есть в этом своя сермяжная правда. Или зависть к знаменитости? Ведь сегодня время и слава — это деньги.
Не восприняли и наши художники серию графических портретов сильных мира сего. «Я словно прошла по Невскому проспекту или Арбату, где художники рисуют прохожих», — поделилась впечатлениями член Новгородского отделения Союза художников РФ Дарина СИДОРОВА.
Но диапазон творчества Сафронова, как следует из пресс-релиза, известными лицами не ограничивается. В его портфеле есть иконопись и кубизм, символизм и психологические портреты. «Произведения Никаса Сафронова, — продолжаем читать, — строятся на глубоких метафорах и присущей только этому автору системе символов».
Чем же удивлял, восхищал и разочаровывал новгородцев «один из ведущих художников современности», как его представляют сегодня? Например, головами кошек и собак, букетами цветов, приставленных к человеческим телам.
— Мне очень понравилась эта идея: сочетать человеческое тело и головы животных или цветов, — эмоционально призналась одна из посетительниц. — Или, например, портрет человека, где вместо лица — венецианский пейзаж. Видно, что художник весь в своих мыслях, творчестве. Я сама — архитектор, и мне такие замыслы интересны.
Хотя идея эта далеко не нова. Еще итальянский художник и декоратор средневековья Джузеппе Арчимбольдо (1527—1593) много импровизировал, составляя портреты людей из овощей, фруктов, рыб, цветов, музыкальных инструментов. Пусть творчество Арчимбольдо знакомо в основном профессионалам и учащимся художественных школ, но в школе все проходили историю Древнего Египта и помнят изображения людей с головами животных.
Анималистические изыскания Сафронова продолжают зайцы, медведи и другие животные, вырастающие из заснеженных гор, — такова реакция художника на Олимпиаду в Сочи. И это, честно говоря, больше похоже на открытки и постеры, чем на картины живописца.
— Признаться, от этой выставки я ожидал чего-то худшего, — говорит новгородский художник Олег САУЛОВ, занимавшийся развеской картин Сафронова. — Я видел некоторые его работы в Интернете, но у нас были представлены другие полотна. На мой взгляд, технически ни те, ни другие не интересны, здесь нет живописи как таковой. Это поп-культура. И Сафронов в ней занимает свою нишу.
Мнения новгородской общественности, как и ожидалось, разделились: художники в большинстве своём к выставке отнеслись весьма скептически, а вот простой зритель воспринял ее с большим интересом. Публика — дура?
— Безусловно, Сафронов — антихудожник, — говорил ещё накануне открытия выставки руководитель новгородского Центра современного искусства Сергей ПУХАЧЁВ. — И его нужно показывать и изучать именно в этом направлении.
Оказывается, в современном искусстве есть и такое направление, как «антихудожество». И тут, может быть, не совсем к месту вспоминаются слова Хрущева, сказанные 52 года назад на выставке художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже: «Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?».
Уверяю вас: это ни в коей мере не относится к трижды женатому Никасу Степановичу, с 2013 года заслуженному художнику России — «за заслуги в области изобразительного искусства». Есть у нас совесть…
Фото из архива «НВ»