Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Смутное время

Исторический театр рассчитан на подготовленного зрителя В Великом Новгороде завершился VI фестиваль «Театральное вече», посвященный 70-летию образования Новгородской области.

Исторический театр рассчитан на подготовленного зрителя

В Великом Новгороде завершился VI фестиваль «Театральное вече», посвященный 70-летию образования Новгородской области.

На суд зрителя были представлены четыре постановки: «Слово о полку Игореве» ТЮЗа из Ярославля,  «Глуповъ. Нашествие» питерского театра «Суббота», «Тушино» Московского историко-этнографического театра и «Хольмгард? Новгород?» Новгородского театра драмы. Кроме того, вне основной демонстрации прошел показ «Гэвэл гаволим» киевского театра «Ланжерон». 

Не знаем, так случайно срослось или организаторы специально отобрали для нынешнего фестиваля спектакли, которые хоть и разные исторические этапы развития страны охватывают, но больно уж смутные. Однако именно эта театральная тема неразберихи государственной, семейной, народной,  литературно изложенная в прошлые века и сыгранная сейчас, наглядно продемонстрировала, что страсти XXI столетия ничем не отличаются от периода зарождения и становления российской государственности.

По велению души
К сожалению, фестивальные показы прошли при полупустом зале. Новгородские педагоги в приказном порядке свои классы в культпоход отправили да десяток-другой пришедших по доброй воле — вот и вся аудитория. 

Не подумайте, что мы против организованных вылазок школьников в театр, но смысл они имеют только тогда, когда ребята по своему желанию идут. В противном случае…

«Слово о полку Игореве» потонуло в шуме подростковых разговоров.  Ученики седьмого класса одной из гимназий, сидевшие с нами в одном ряду, честно признались, что учитель разрешил тем, кто пойдёт в театр, «Слово» не читать. Но что усвоила из увиденного эта постоянно галдевшая масса мальчишек и девчонок, если сам режиссёр постановки Игорь ЛАРИН признаёт, что понять это произведение с первого прочтения весьма непросто?

И если на инсценировку древнерусского литературного произведения юных зрителей вели учителя русского языка и литературы, то на драматические хроники Смутного времени «Тушино» и на спектакль нашего театра драмы «Хольмгард? Новгород?» своих подопечных зазывали историки. И хорошо, если до спектаклей предметники еще раз напомнили детям о времени, о котором идет речь на сцене.  А если нет?

К чему мы это? К тому, что исторические постановки требуют подготовки, знаний. Иначе никакого толку от их просмотра не будет. 

Контекст и подтекст
Но начитанный, подготовленный зритель — одна сторона медали. Вторая — это проработка и подача материла режиссерами и актерами.

Взять, к примеру, почти трехчасовой спектакль «Тушино» по пьесе Александра Островского. Действие происходит в 1608 году, когда в Москве на троне Василий Шуйский, а в Тушине собирается с силами для похода за царский престол Лжедмитрий II, или, как его еще называли, Калужский вор. Постановщик спектакля Михаил Мизюков не интерпретировал историческую пьесу Островского, а полностью сохранил авторский текст.

На подмостках сменяют друг друга сцены из событий того времени, которые на себе ощущают члены московской семьи Редриковых. Сыновья старого дворянина — Максим (Игорь Стам) и Николай (Роман Булатов) — оказываются по разную сторону баррикад. Заканчивается это противостояние, как нетрудно догадаться, убийством одного из них. И не разрешенным конфликтом как внутри отдельно взятого дома, так и по всей Руси.

События на сцене меняются, и невольно задаешься вопросом: а достаточно ли простого пролистывания картинок, а где же обозначение причинно-следственных связей происходившей в начале XVII столетия смуты?  В отличие от «Бориса Годунова» Пушкина, который, к слову, был показан новгородцам в 2013 году в рамках этого же фестиваля, где есть четкое объяснение, почему народ поверил россказням Гришки Отрепьева (Лжедмитрий I) и принял его как царевича Дмитрия, «Тушино» не дает готовых ответов. Уже после спектакля, переварив впечатления, пришли к мнению, что они и не нужны: отлично отыгранные актерами сцены  исподволь подсказывают, что к чему тогда было, но при этом оставляют право зрителю самому поразмышлять. Вдумчивый человек меж строк, точнее — меж слов,  все поймет.

К сожалению, постановку «Хольмгард? Новгород?» даже прямолинейная подача материала не спасла от критики некоторых зрителей и Виктории АМИНОВОЙ, редактора «Петербургского театрального журнала». Вроде показали и Рюрика с его идеей подчинить жизнь славянских поселений X века общим правилам, и Вадима Новгородского, выступавшего за вольницу, и его сородичей, любой ценой рвущихся к власти и готовых ради этого поубивать друг друга. Но почему все же славяне-язычники выбрали пришлого Конунга, а не своего брата по крови, так и осталось загадкой. 

Герои спектакля «Хольмгард? Новгород?»,  представленного труппой театра драмыСвободный микрофон
Вообще, главной особенностью новгородского фестиваля является возможность свободного общения актёров, постановщиков со зрителями после спектаклей. Заметим: за прошедшие шесть лет новгородцы к микрофону стали подходить чаще. Но в основном чтобы сказать «спасибо» или «я в восторге, эмоции меня переполняют».

Нынче, правда, после шумного «Слова о полку Игореве» один из юных зрителей попросил у труппы прощения за недостойное поведение школьников: «Хочу извиниться за своих одноклассников, которые гудели во время спектакля. Из-за этого я не все расслышал, что говорили актёры. Но мне все равно понравилось…». 

В ответ актёры Ярославского ТЮЗа сказали, что ни в коей мере на новгородских мальчишек и девчонок не обижаются, ведь дети есть дети.

А вот после постановки «Глуповъ. Нашествие», рассказавшей об  ужасах российской жизни на основе произведений Салтыкова-Щедрина, народ и вовсе разговорился. Вопросов люди правда тоже почти не задавали, но впечатлениями делились: «Понятно, что вы показали градоначальников самых разных мастей. В них легко читается аналогия с нынешними чиновниками. Но меня очень бесил, например, руководитель, образ которого списан с Горбачёва. С коронными фразочками «углубить и расширить» вы явно переборщили», — эмоционально высказывалась одна дама.

Другая представительница прекрасной половины заметила, что Россию-матушку давно уже тянет не мужик, который в постановке питерского театра прокормил всех чиновников, а простая русская баба. Её во главу постановки и выводить надо бы.

Но в целом описать диалог, который старались наладить между зрителями и актёрами модераторы, ведущие и направляющие обсуждение (в этом году это Виктория Аминова и главный редактор издания «Новгородский портал» Антоний Киш), можно одним словом — неловкость. Зритель вроде бы и рад что-то интересное узнать про увиденное, но спросить то ли боится, то ли не знает, как вопрос составить.

Поэтому, наверное, право голоса в первую очередь на вече нужно отдавать ведущим. Они должны были разогреть публику своими, в том  числе и профессиональными впечатлениями, задавая вопросы актерам, постановщикам, втягивая их в полемику. Глядишь, и зрители бы подключились к рассуждениям.  Но этого не произошло. 

Под занавес
Фестиваль, организованный в этом году с таким трудом из-за катастрофической нехватки финансирования, все же состоялся. И это немаловажно. Он получился неоднозначным, спорным, вызывающим много вопросов и требующим организационной доработки. Но, как сказал директор Новгородского театра драмы Всеволод ЧУБЕНКО, самое главное, «что мы увидели неравнодушного, заинтересованного зрителя». Именно ему, по задумке организаторов, и будет предложено сформировать репертуар следующего веча. Тогда оно поистине станет народным, уверен Чубенко.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА
Сергей ГРИДНЕВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА