Воскресенье, 05 января 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Герои и злодеи,

или Как сочинять популярные книги

В Великий Новгород Александр МАЗИН явился как почетный гость литературного фестиваля «Фантастический десант с берегов Невы», организованного новгородской Библионикой в партнёрстве с Союзом писателей Санкт-Петербурга.

На протяжении трёх дней в Новгороде и двух районах проходили творческие мастерские, встречи с писателями, награждения победителей конкурсов и прочие околокнижные события. Александр Мазин предложил новгородцам, мечтающим о собственном книжном будущем, лекцию по литературному мастерству.

Начал и закончил Александр Владимирович рассказом о платных офлайн- и онлайн-курсах «Мастер текста», которые он и его коллеги успешно ведут в Петербурге. А в серединке сделал «выжимки» из собственных лекций. Впрочем, и этого немногого слушателям хватило, чтобы понять: быть писателем тяжело.

К примеру, если раньше литпроизведение вполне можно было начинать с экспозиции, то сейчас писатель, если он, конечно, не брендовый, позволить себе такой роскоши уже не может. Или вы сразу начинаете свой динамичный текст с героя и намертво приковываете к нему внимание читателя, или пиши пропало. Таковы изъяны клипового сознания читателя.

Впрочем, и с героем непросто. Герой должен выделяться из толпы, постоянно удивлять и даже шокировать, но вместе с тем быть своим парнем. Если у героя есть дефект, ему легче сочувствовать. К примеру, весь из себя прекрасный молодой мужчина может заикаться при первом знакомстве с девушкой. Мило? Разумеется! Другой вариант — он стесняется своей рыжей шевелюры. Правдоподобно? Ну конечно!

Александр Мазин привёл целую галерею героев, которые на ура принимаются современным читателем. Это настоящий полковник, рублёвская сука, умница-ведьма, дурнушка-замарашка, Иван — третий сын и много кто ещё.

А потом корреспондент «НВ» вышел на Мазина с прямым предложением об интервью. И тот не смог отказаться от разговора о реалиях писательского рынка.

— Александр Владимирович, вы уверены, что писателя нужно учить так же тщательно, как доктора или инженера. А как же «талант пробьёт себе дорогу»?

— У нас так сложилось, что обучение писателей находится в ужасном состоянии. Если в Википедии вы найдёте прекрасные определения композиции с точки зрения музыки, архитектуры и других искусств, то литературы там попросту не будет. Вместо нее — литературоведение. Фактический формат обучения — не на писателя, а на филолога. Специальность замечательная, но со своей задачей — хранить накопленные ценности. А кто учит писать? Я как редактор работаю с телом произведения. Читая присланный текст, совершаю хирургическую операцию: отрезаю лишнее, а если чего-то в тексте не хватает, делаю протез. И это нормальная ситуация: ну не смог дописать начинающий автор какой-то эпизод, а я знаю, как его доделать. Литературовед же берёт объект, делит его на части, исследует и собирает снова. Это также нормально, если речь идёт о живом тексте, например «Белой гвардии» Булгакова. Но это не всегда работает, когда в современные издательства присылают рукописи. Так что сегодня обучение написанию текста просто необходимо.

— Можно ли по присланному в издательство тексту вычислить, кто написал текст — без пяти минут крупный писатель или любитель, ухвативший удачу за хвост?

— А так ли уж это важно? У нас есть термин «автор одной книги». Зато очень популярной книги. Хотя у древних римлян это было ругательством, значило — человек ограниченный.

— Мне кажется, и сейчас это звучит не слишком лестно.

— Важно другое. Если я вижу, что у пришедшего есть талант, о нём необходимо позаботиться, и жизнь сделает это. Поэтому я всегда говорю: когда человек стоит перед выбором — писать или не писать, лучше не писать.

— В этом вопросе с вами соглашаются и классики...

— Потому что если человек не видел моря, его вполне устроит ароматизированная ванна с морской водой. Но после знакомства с морем на меньшее он уже не согласится. То же самое с написанием книг. Кто может отказаться — должен сделать это в начале пути.

Александр Мазин — писатель, родоначальник жанра исторической авантюры, автор серий «Варяг», «Варвары», «Викинг», «Инквизитор» и других. Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Ведущий редактор издательства «Астрель — СПб»

— В своей лекции вы не раз говорили, что учите писать книги популярные, продаваемые. Можно ли ставить знак равенства между популярной и качественной литературой?

— А что такое качественная литература?

— Мне в этом определении легче всего ориентироваться на классику и сравнивать современный книжный рынок с её долголетием.

— Вот Чехов очень современный писатель, потому что он динамичный.  Достоевский же — популярный писатель своего времени, то есть столетней давности. При этом писатель-фантаст! Потому что раскаяние Раскольникова после совершенного им преступления в некотором смысле фантастика. А сейчас  восприятие читателя изменилось полностью. Я сейчас, когда пишу книги, конкурирую не с Достоевским. Я конкурирую с кинематографом, компьютерными играми, комиксами...

— Поэтому в лекции вы приводили примеры в основном не из литературы, а из зарубежного кинематографа?

— Да, потому что у них есть свои исправно работающие механизмы, своя школа. Вот и нашим писателям нужна писательская школа, которая будет учить. Школа — это большая эффективность при меньших усилиях. К примеру, есть уровень уличный драчун, потом — боец, затем — воин. Стать воином можно, только если существует школа. Я вот сейчас учебник написал — именно по литмастерству. Нужно теперь думать, как правильно его издать, чтобы он стал полезен. Я хочу дать тем, кто пишет, правильную информацию. Тем более сейчас, когда количество литературных курсов огромно. Все кому не лень открывают литературные курсы, и когда слушаешь, что и как там преподают...

— На ваш взгляд, в какой момент человек может начать учить писать других людей?

— С моей помощью стали в большей или меньшей степени популярны несколько десятков писателей. Многие из них неплохо продаются на книжном рынке. Их обучил я. Сейчас некоторые из тех, кого обучил я, тоже учат. Значит, это работает. Я говорю будущим писателям, как жить, чтобы не обижаться и не обижать окружающих, как не делать ошибок, как действовать на рынке, как организовать рабочее место.

Дмитрий ГОНЧАРОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА