Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

24 кадра в секунду,

или Где сегодня водится большая анимацияВ минувшие выходные в новгородском Киноцентре при минимуме рекламы прошел региональный этап Фестиваля российской анимации.

или Где сегодня водится большая анимация

В минувшие выходные в новгородском Киноцентре при минимуме рекламы прошел региональный этап Фестиваля российской анимации.

Зрители, прознавшие о событии, могли познакомиться с работами, созданными отечественными мультипликаторами за последние годы, несколькими новинками и старой доброй классикой вроде мультфильма «Шайбу! Шайбу!».

Обидно, но чем дальше, тем реже доброе, трогательное и оригинальное анимационное кино встречается со своим зрителем на больших экранах, уступая место кассовым, многосерийным компьютерным мультфильмам. Почему ситуация складывается именно так, попытался объяснить Сергей ДРОБЫШЕВ, музыкант и руководитель новгородской мультстудии «Дробыш».

— Сергей, «студия мультипликации» звучит очень привлекательно  и амбициозно. Что на практике?

— На практике всё не так, ребята. Толп, стремящихся записаться на обучение, нет. Хотя те, кто приходит заниматься, остаются в стенах студии, а наши выступления на мастер-классах неизменно вызывают большой интерес у детей. У взрослых иногда — ещё больший. Последний такой всплеск пришёлся на фестиваль короткого метра «Первый шаг». А будни студии складываются из кропотливой работы. В течение двух лет, на которые рассчитан курс, мы собираемся, изучаем анимацию, создаём свои мультфильмы — пластилиновые, рисованные, компьютерные. В прошлом году моя воспитанница заняла первое место в Красноярском детском анимационном фестивале «Мульт-горой».

— У анимации сегодня есть чёткое определение?

— Забавно, что ещё не так давно, когда появилась «Масяня», все знали, что аниматор — это человек, рисующий мультики. Сегодня — клоун, который развлекает вас на отдыхе или вечеринке. Поэтому мы начинаем с простого: анимация и мультипликация — это оживление картинок в любой манере. Сначала автор придумывает историю, после — персонажей, затем рисует их или лепит, кого что устроит, ну и дальше пошло-поехало.

— Говоря о нынешних мультиках, не так-то просто представить что-то, кроме вариаций на тему героев «Мадагаскара», «Ледникового периода» и так далее. А увидеть — ещё сложнее...

— Но я бы всё-таки сказал, что и российская мультипликация существует. Как коммерческая, так и не коммерческая. Более того, уровень фестивальных мультфильмов растёт. Тот же «Союзмультфильм» по-прежнему выпускает детские мультики. Правда, сейчас если один за год выходит — это праздник. Коммерческие вещи развиваются иначе. Взять хотя бы проект студии «Мельница». Первый «Алёша Попович» был вполне приятен, сейчас герои превратились в роботов. То ли художников не стало, то ли зарплату  им урезали, а может быть, прикинули, что смотреть будут в любом случае, и стали халтурить. Похожая ситуация и у «Горы самоцветов». Они по-прежнему создают свои мультики, но последние  работы выглядят дешевле первых.

— А есть ли кто-то, движущийся в гору?

— Студия Toonbox, но они много мультфильмов выпускают за границу. Эти ребята как раз в тренде. Того же Мистера Фримена и социальные ролики с его участием зритель по-прежнему смотрит и любит, несмотря на приличный возраст персонажа. Тим Бёртон с каждым разом выглядит всё оригинальнее и оригинальнее. Но у него никогда нет вторых серий, и скорее всего, не будет.

— Зато он всегда компьютеризированный. Это общая тенденция?

— Ну, разумеется. 3D-принтеры существенно облегчают жизнь: слепил персонажа в компьютере, распечатал сотню его моделей — сэкономил уйму времени. К тому же картинка получается приятной, но мурашек от соприкосновения с ручным творчеством нет.

Мультики в «Дробыше» создают от первых штрихов до озвучки и титров— После обилия отсмотренных компьютерных мультов дети могут воспринимать всевозможных пластилиновых ворон, кукольных домовят и прочие эксперименты с техникой выполнения мультика?

— Если они сами творят именно в ручной технике, то почему бы и нет? Попробовав сделать несколько секунд мультипликации, ребёнок понимает, как много сил приходится в это вкладывать. Мне кажется, что все чебурашки и пластилиновые крокодилы актуальны и сейчас.

— Вас цепляет что-то из современных кассовых мультиков?

— Абсолютное большинство полнометражек штампованы, я могу ознакомиться с ними в перемотке: стандартный, накатанный сюжет, минимум оригинальности. Для души чаще всего смотрю короткометражные, авторские работы. Моим самым любимым проектом уже два года подряд остаётся «Алдар и Серый Волк» Рима Шарафутдинова — смотреть его можно бесконечно. Там каждый персонаж движется с частотой 24 кадра в секунду — не как Илья Муромец. К тому же этот проект очень интересен сам по себе. Но вот каким образом оригинальные авторы могут «выйти из тени», я не представляю. Даже если речь идёт о Гарри Бардине, хотя его «Гадкий утёнок» и прошёл в десятке кинотеатров. Мультик гениальный, прокатчики заработали на нём причитающееся. Вопрос, что получил сам автор?..

— В Великом Новгороде есть почва для развития самиздатовских мультиков и фестивалей, им посвященных?

— «Первый шаг» пытается раскрутить. В этом году анимации была посвящена отдельная секция. А вообще, практика, сложившаяся в России, показывает, что серьёзные мультфестивали не стремятся себя рекламировать. Наоборот, собирают людей по интересам, устраивают междусобойчики и, вроде бы, довольны. Мне даже кажется, что в случае подготовки какого-то интересного проекта проще сразу ориентироваться на зарубежье. Хотя нам до этого всё равно ещё далеко.

Фото из архива Сергея ДРОБЫШЕВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА