Съёмочная группа фильма «Интерстеллар» потрафила и физикам, и лирикам. Кто больше рад?
В недалёком будущем засуха приводит население Земли к экологическому кризису. Человечество стремительно сокращается, вскоре ему и вовсе грозит вымирание.
Группа учёных отправляется в экспедицию сквозь туннель во Вселенной, который, возможно, соединяет области пространства-времени. На другом конце туннеля астронавты надеются найти для землян новый дом.
В своём фильме «Интерстеллар» режиссёр Кристофер Нолан попытался связать Землю и Космос новым физическим свойством — любовью и поговорить о вечном. Зритель воспринял попытки на ура.
Мария КЛАПАТНЮК (М.К.): — Любишь ли ты кукурузу так нежно, как любил её Никита Хрущёв; ненавидишь ли её так же сильно, как бывший сотрудник НАСА Купер (Мэттью МакКонахи)? И вообще, с какого раза научилась без запинки выговаривать название фильма, превратившего соцсети в сплошной возглас: «Это что-то с чем-то!».
Елена КУЗЬМИНА (Е.К.): — Меня новый фильм Нолана удивил, в хорошем смысле слова. Честно говоря, я — не поклонница его «Темного рыцаря» с довольно предсказуемым сюжетом. Я и фамилию режиссера по «Рыцарю» не запомнила. Теперь буду знать, потому что «Интерстеллар» хоть и доверху напичкан техническими штуками и загадочными терминами, кино не о космических приключениях, а о людях.
М.К.: — Очень спорно, Лена! Потому что при всём моем прохладном отношении к космической фантастике в технической стороне вопроса Кристофер Нолан и его команда выглядят, на мой взгляд, более уверенно, чем во второй главной теме — о чувствах. Когда я слышу про сингулярность, кротовую нору, гравитацию, ускорение времени и прочие штуки, хотя бы пытаюсь думать (может, оттого, что ни грамма в этом не смыслю). Да и после сеанса потянуло прочесть пару статей на тему. Но слушая реплики героев в стиле: «Тебе всегда было тесно на Земле!» — «Да, я создан для полётов в новые миры» и ещё что-то про любовь, выводящую нас за пределы времени, я поскорее пытаюсь заесть банальность чипсами. По-моему, единственный из персонажей, которому сценаристы оставили право на юмор — это робот в форме могильной плиты, с её же грациозностью. Кино это не про человека и не про космос. А про то, как талантливый режиссёр, манипулируя физиками и лириками при помощи полупридуманной-полуреальной терминологии и отличнейшей музыки, на три часа отправляет их, то есть нас, в... Вот тут не могу понять, куда же меня всё-таки отправили. Но, признаюсь, мне там было совсем не скучно. Утопия это или антиутопия?
Е.К.: — Ни то и ни другое. Как тебе жанр семейной мелодрамы? Но! Согласна по поводу реплик. Ты еще пожалела Нолана. В фильме легко найти не один штамп. Там не только слова, целые эпизоды можно вырезать. То ли Нолан не может перестроиться и использует наработанные приемчики, то ли его вообще на один раз хватит, и он вернется в привычную стихию, но «Интерстеллар» застрял где-то на пути из галактики под названием «психологический триллер» в галактику «авторское кино». Путь, как понимаешь, неблизкий и непростой. Он заметно переборщил с космической темой, забросав зрителя терминами. Наверное, подействовало обаяние высокой науки. Сингулярность! Звучит-то как! Красиво и загадочно. Кротовая нора и червоточина менее благозвучны, но тоже должны нас убедить, что речь идет о чем-то очень крутом и умном. Не зря он пригласил консультантом астрофизика, который достал Мэттью МакКонахи.
М.К.: — Хотя мне кажется, в погоне за визуализацией межгалактических туннелей и чёрных дыр вся кинокоманда немножко перенапряглась. Или всё-таки сумела шагнуть вперёд? Купер в скафандре, зависающий в собственной домашней библиотеке, выбил меня из зрительского кресла настолько, что всерьёз вернуться я уже не сумела!
Е.К.: — Космос, межзвездные путешествия — только форма, которую Нолан использует, чтобы показать взаимоотношения членов семейства Купер. Пока папочка спасает человечество от вымирания, его дети незаметно для него вырастают, взрослеют, обзаводятся своими детьми и однажды просто забывают о нем. Может, Нолану просто надоело снимать пошлятину?
М.К.: — Поэтому теперь он устами героев произносит: «Раньше мы смотрели в небо и искали свое место среди звезд, а теперь ковыряемся в грязи». Если вдуматься — та же пошлятина, но в новой упаковке. Несомненное «но» в том, что съёмочная группа исхитрилась так снять и подать классическое кино для массового зрителя, что массовый зритель вдруг возбудился и решил, что приобщился к великому, а главное — понял что-то важное! В этом, мне кажется, успех фильма. Я не лукавлю. Но если честно, я всё ждала, что подросшая дочь Купера или сам Купер как-то так наладят связь с космосом, что человечество всё же останется на Земле и будет жить-поживать дальше, а при самом удачном раскладе научится и добра наживать. Ан, нет! Даже в американском фильме не вышло! И это печалит, причём безотносительно «Интерстеллара». По мне, так это, пожалуй, единственный вполне определённый месседж, который можно вынести из фильма: «Что бы мы ни делали, «Титаник» всё равно пойдёт ко дну!». Как бы мы ни старались, в недалёком будущем Земля обязательно нас уничтожит! Отнимать хлеб у Green Peaсe не буду, хотя эта мысль меня будоражит по-настоящему сильно. Сильнее даже, чем возможность путешествовать во времени, подобно загадочным «существам из пятого измерения». Если лучшим парням Америки из надвигающейся катастрофы не помогают выйти продекларированные ими правила общежития: любите друг друга и вокруг вас будет мир, как вообще жить дальше? Кстати, любопытно, что в соцсетях с восторгом пишут о шедевральности фильма и о том, что заново открыли для себя космос. Ёлки-палки, никому не жалко старушку Землю?
Е.К.: — Да, финал хеппи-эндом не назовешь: земляне, добро пожаловать на планету Эдмунд! Теперь вы — эдмундяне. Но вообще, космические технологии в качестве художественного приема — не новинка в мировом кино. И в первую очередь в российском. «Солярис» с мыслящим океаном у Тарковского — как раз тот случай. Только там режиссер не отвлекался на бессмысленные диалоги про сингулярность и гравитационные аномалии, а снимал кино о взаимоотношениях мужа и жены, покончившей с собой после семейной ссоры и благодаря океану вновь и вновь возвращающейся к главному герою. А тот, как помнишь, в итоге возвращается к своему отцу. Не мог ведь Нолан не смотреть Тарковского!
М.К.: — Вполне мог, почему бы и нет? Но Нолану нужны полные залы и много отзывов! Он их получил!
Е.К. — Добавил ли что-то новое? Пожалуй, эксперименты со временем, которое на разных галактиках течет по-разному. Пока астронавты проводят несколько минут в поисках условий для жизни на чужой планете, на космической станции, где они оставили в одиночестве своего коллегу, проходит 23 года. Тот провожает их молодым, а встречает уже с сединой в бороде. Да и на Земле время летит гораздо быстрее, и конец света совсем близко.
М.К.: — Надеюсь, я тебя не сильно разочарую, если скажу, что и эксперименты со временем уже были. Как минимум в советском детском фильме «Москва — Кассиопея» 1973 года.
Е.К. — И всё же Нолан не зря напоминает, что жизнь коротка и непредсказуема. Нам всё кажется, что мы еще много всего успеем, а полжизни как не бывало. Истина сколь известна, столь и непопулярна. Правда, для большой режиссерской работы таких умозаключений маловато.
Мария КЛАПАТНЮК,
Елена КУЗЬМИНА
Кадр из фильма «Интерстеллар»