Вторник, 06 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Невидимка с возможностями,

или Кто является любимой женой кинорежиссёра?

На новую выставку в Центр современного искусства в Великом Новгороде стоит пойти хотя бы потому, что в заглавии её красуется звучная, известная всем аббревиатура — ВГИК.

Он же Всероссийский государственный университет кинематографии — эпицентр мифа, с удовольствием и оригинальностью творимого на протяжении всей истории вуза. Сам вуз, кстати, почти ровесник советской кинематографии и в этом году отметит 95 лет. Ядро приехавшей в Великий Новгород экспозиции составил проект «Золотые дипломы» ВГИКа, что немало удивило горожан. Потому как первая ассоциация с названием — кино на выставке, а это, понятное дело, кажется проблемным.

Ключ к разгадке подбирается быстро: если о художнике по костюмам или художнике анимационного кино мы ещё имеем какое-то впечатление, пусть и не самое чёткое, то кто такой «художник кино», чаще всего не подозреваем в принципе. Автор декораций и комбинированной съёмки, маг и волшебник, отвечающий за атмосферу всего кинопроекта, сама душа фильма? И если так, то как быть с тем фактом, что называя десятки любимых режиссёров, редкий зритель сможет назвать хотя бы несколько художников кино?

В общем, в центре ноябрьской выставки как раз и оказались лучшие выпускные работы студентов по специальности «художник кино», а посетителям предлагалось самостоятельно сделать выводы о его роли в кинематографе.

— Я и сам не сразу осознал, насколько художник влияет на качество и судьбу будущего фильма, — признался на открытии Сергей ПУХАЧЁВ, директор ЦСИ. — Оказывается, первое лицо, с которым советуется продюсер, — это художник. После обсуждения возможных сцен, костюмов и их бюджетов наконец принимается решение — снимать ли? Очень возможно, что художник — это глаза режиссёра. Если в титрах нет художника, то кино может быть каким угодно, но только не хорошим.

Без «возможно» и «если» о роли художника в процессе создания фильма на выставке говорил Валерий АРХИПОВ, декан Художественного факультета ВГИК, заслуженный художник России, участвовавший в создании более 30 фильмов, среди которых «Только не сейчас», «Мой папа — Барышников», «Москва, я люблю тебя!», сериал «Кадеты».

В Новгороде о своей профессии Архипову приходится говорить много. Вот и на открытии выставки он с увлечением рассказывает о нюансах, заранее оправдывая и зрителя, слабо интересующегося его делом, и конечно, художника, не стремящегося выставить вперёд собственное я. «Вся атмосфера фильма зависит именно от художника. Уберите из кадра всё то, что он создал, и снимать будет просто нечего».

О кино Валерий Архипов, крепко любящий свою работу, готов не просто говорить, он живописует: представьте себе пустоту. В ней появляется скелет рыбы — это сценарий. Мышцы — это драматургия. И только затем появляются плавники, пёрышки, чешуйки, глаза. Рыба-кино приобретает индивидуальность.

Вместе с тем про режиссёра Архипов не забывает. Более того, предлагает оригинальную схему отношений: режиссёр и художник — те же муж и жена. Стало быть, должны найти друг друга, притереться и в споре родить истину. «Чем более высокие отношения у режиссёра и художника, тем лучше будет продукт их совместной работы. Да и за чашкой чая или стаканом чего покрепче два создателя должны бы говорить не о том, как снять ногу на «зелёном хромаке», а о высоком, об искусстве! Состоявшиеся дуэты — Вадим Абдрашитов и Александр Толкачёв, Сергей Соловьёв и Александр Борисов — делают по-настоящему серьёзные вещи», — уверен Архипов.

Другое дело, что в современном кинематографе такие связи — большая роскошь и редкость. Более того, с развитием кинематографа баланс отношений этих фигур меняется. Описывать результаты разбалансировки ни к чему. Куда легче просто сходить в кино.

В дополнение к «Золотым дипломам» в Великий Новгород Архипов привёз цикл «Провинциальные истории», в названии которого точно отражена суть происходящего в его зарисовках. Путешествуя по России, Архипов наблюдает, запоминает, а потом рассказывает нам сюжеты, происходящие в маленьких городах. Истории эти — смешные и не очень, грустные и поучительные — созданы с помощью акварельных красок и бумаги. Художник  честно признался: «У меня нет злых картинок — искусство должно нести людям добро и любовь». А слёзы, наворачивающиеся на глазах посетителей после просмотра «Провинциальных историй», — примета узнавания России современной, настоящей, уходящей.

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА