или Кто является любимой женой кинорежиссёра?
На новую выставку в Центр современного искусства в Великом Новгороде стоит пойти хотя бы потому, что в заглавии её красуется звучная, известная всем аббревиатура — ВГИК.
Он же Всероссийский государственный университет кинематографии — эпицентр мифа, с удовольствием и оригинальностью творимого на протяжении всей истории вуза. Сам вуз, кстати, почти ровесник советской кинематографии и в этом году отметит 95 лет. Ядро приехавшей в Великий Новгород экспозиции составил проект «Золотые дипломы» ВГИКа, что немало удивило горожан. Потому как первая ассоциация с названием — кино на выставке, а это, понятное дело, кажется проблемным.
Ключ к разгадке подбирается быстро: если о художнике по костюмам или художнике анимационного кино мы ещё имеем какое-то впечатление, пусть и не самое чёткое, то кто такой «художник кино», чаще всего не подозреваем в принципе. Автор декораций и комбинированной съёмки, маг и волшебник, отвечающий за атмосферу всего кинопроекта, сама душа фильма? И если так, то как быть с тем фактом, что называя десятки любимых режиссёров, редкий зритель сможет назвать хотя бы несколько художников кино?
В общем, в центре ноябрьской выставки как раз и оказались лучшие выпускные работы студентов по специальности «художник кино», а посетителям предлагалось самостоятельно сделать выводы о его роли в кинематографе.
— Я и сам не сразу осознал, насколько художник влияет на качество и судьбу будущего фильма, — признался на открытии Сергей ПУХАЧЁВ, директор ЦСИ. — Оказывается, первое лицо, с которым советуется продюсер, — это художник. После обсуждения возможных сцен, костюмов и их бюджетов наконец принимается решение — снимать ли? Очень возможно, что художник — это глаза режиссёра. Если в титрах нет художника, то кино может быть каким угодно, но только не хорошим.
Без «возможно» и «если» о роли художника в процессе создания фильма на выставке говорил Валерий АРХИПОВ, декан Художественного факультета ВГИК, заслуженный художник России, участвовавший в создании более 30 фильмов, среди которых «Только не сейчас», «Мой папа — Барышников», «Москва, я люблю тебя!», сериал «Кадеты».
В Новгороде о своей профессии Архипову приходится говорить много. Вот и на открытии выставки он с увлечением рассказывает о нюансах, заранее оправдывая и зрителя, слабо интересующегося его делом, и конечно, художника, не стремящегося выставить вперёд собственное я. «Вся атмосфера фильма зависит именно от художника. Уберите из кадра всё то, что он создал, и снимать будет просто нечего».
О кино Валерий Архипов, крепко любящий свою работу, готов не просто говорить, он живописует: представьте себе пустоту. В ней появляется скелет рыбы — это сценарий. Мышцы — это драматургия. И только затем появляются плавники, пёрышки, чешуйки, глаза. Рыба-кино приобретает индивидуальность.
Вместе с тем про режиссёра Архипов не забывает. Более того, предлагает оригинальную схему отношений: режиссёр и художник — те же муж и жена. Стало быть, должны найти друг друга, притереться и в споре родить истину. «Чем более высокие отношения у режиссёра и художника, тем лучше будет продукт их совместной работы. Да и за чашкой чая или стаканом чего покрепче два создателя должны бы говорить не о том, как снять ногу на «зелёном хромаке», а о высоком, об искусстве! Состоявшиеся дуэты — Вадим Абдрашитов и Александр Толкачёв, Сергей Соловьёв и Александр Борисов — делают по-настоящему серьёзные вещи», — уверен Архипов.
Другое дело, что в современном кинематографе такие связи — большая роскошь и редкость. Более того, с развитием кинематографа баланс отношений этих фигур меняется. Описывать результаты разбалансировки ни к чему. Куда легче просто сходить в кино.
В дополнение к «Золотым дипломам» в Великий Новгород Архипов привёз цикл «Провинциальные истории», в названии которого точно отражена суть происходящего в его зарисовках. Путешествуя по России, Архипов наблюдает, запоминает, а потом рассказывает нам сюжеты, происходящие в маленьких городах. Истории эти — смешные и не очень, грустные и поучительные — созданы с помощью акварельных красок и бумаги. Художник честно признался: «У меня нет злых картинок — искусство должно нести людям добро и любовь». А слёзы, наворачивающиеся на глазах посетителей после просмотра «Провинциальных историй», — примета узнавания России современной, настоящей, уходящей.