В Новгородском музее-заповеднике картины уходят с молотка
На современном арт-рынке работы народного художника России Дмитрия Журавлёва стоят десятки тысяч рублей, полотна Александра Олигерова выставляются по всему миру.
«Такая живопись нам не по карману», — прервут нас читатели. Отнюдь! Под Новый год чудеса все еще происходят…
Искусство в помощь
Картины маститых новгородских авторов в эти дни можно приобрести буквально за копейки в рамках благотворительной художественной выставки-продажи. Там же представлены и работы начинающих живописцев и графиков. Акцию, которая продлится до 23 января, проводит Новгородский музей-заповедник совместно с новгородскими отделениями Союза художников России и Российского Красного Креста и Детской художественной школой.
— За предыдущие четыре благотворительные выставки-аукциона было выручено 346 163 рубля. Все деньги были направлены на оказание помощи нуждающимся детям, — рассказала начальник отдела по связям с общественностью НГОМЗ Маргарита БОЛДОВА. — В этом году вырученные средства передадим девятилетнему Максиму Ким, страдающему тяжелым врожденным заболеванием опорно-двигательного аппарата, и Кириллу Сомову, ему восемь лет, находящемуся в тяжелой жизненной ситуации.
Своеобразный арт-салон работает в эти дни в конференц-зале Музея изобразительных искусств. На стенах — картины самых разных жанров, на столе разложены предметы декоративно-прикладного творчества — скульптуры, изделия из бересты, карнавальные маски. Каждый предмет имеет свой номер и начальную цену. А вот имя автора скрыто от любопытствующих глаз. Узнать его можно лишь после приобретения работы. Впрочем, руку известного художника угадать нетрудно: у каждого свой стиль и колорит.
На выставке представлено больше ста работ. Выбирай! Хочешь — натюрморт, хочешь — пейзаж или статуэтку. Но если на понравившийся предмет запал кто-нибудь ещё, придётся торговаться на аукционе. Для этого, изучив лоты, нужно взять аукционную карточку, прикрепить стикер с личным номером на понравившуюся работу и ждать. Если претендент окажется один, он заберёт работу, сделав один шаг аукциона, то есть накинув на установленную цену определенные проценты. Если желающих больше, тогда и начнутся бои. Счастливым обладателем станет тот, кто даст больше за понравившийся предмет.
Шаг зависит от стоимости работы: если лот до 300 рублей — шаг составляет 100 рублей, если до 1000 рублей — 200 рублей, больше 1000 — 500 рублей, если больше пяти тысяч — тысяча.
Кто больше?
Аукцион был назначен на вечер буднего дня. Но несмотря на это в зал стал стекаться народ. Медленно прохаживаясь, зрители внимательно изучали предметы. Для полноты ощущений не хватало только официантов с бокалами шампанского и струнного оркестра. Мы же, внимательно присмотревшись к участникам аукциона, узнали в большинстве художников, работы которых были представлены на выставке-продаже, да сотрудников музея.
— Мы ежегодно рассылаем приглашения представителям правительства области, администрации города и бизнесменам, — говорит заместитель генерального директора музея-заповедника Ольга КОНЮХОВА. — Но, к сожалению, не все могут здесь присутствовать.
Тем не менее спустя некоторое время в зале появились они — активные жертвователи, назовём их так. Среди них — вице-губернатор Александр СМИРНОВ, руководитель областной Федерации профсоюзов Василий ФЕДОСОВ, директор театра драмы Всеволод ЧУБЕНКО и директор Музея художественной культуры Новгородской земли Сергей БОГДАНОВ. Последний, нужно сказать, давно собирает работы новгородских живописцев.
— Мне нравится, как пишут Евгений Сущеня, Булат Яманов, — сказал Сергей Борисович. — Картины этих авторов я бы хотел приобрести и здесь.
Надежды организаторов оправдались: именно эта четвёрка в итоге и торговалась по-страшному. Но побить рекорд первого лота, окончательная цена которого в 30(!) раз превысила первоначальную, никому не удалось. Правда, и начальная цена открытки с видами Новгорода составляла всего 10 рублей.
Разогревшись, начали играть по-крупному. За картину народного художника России Дмитрия Журавлёва «Никола на Липне» торговались Александр Смирнов и Ольга Конюхова.
— Десять тысяч — начальная цена лота, — объявил ведущий аукциона, заведующий отделом культурных программ музея-заповедника Виктор НАЗАРОВ.
— Одиннадцать! Раз, два…
— Двенадцать!
— Двенадцать! Раз...
— Тринадцать!
— Продано! — наконец воскликнул ведущий и ударил аукционным молотком по столу.
В итоге картина ушла за 19 тысяч рублей. Владельцем полотна стал Александр Смирнов. Как и положено, он сразу оплатил покупку и удалился из зала.
— Ну что, председатель, эффектно? — спросил бы Остап Бендер.
— Эффектно, но ожидаемо, — ответили бы мы.
— На кону картина «Хризантемы и герберы», — продолжил ведущий. — Посмотрите, какая красота. Мужчины! Лучшего подарка на 8 Марта не придумать. Согласитесь, лучше потратиться сейчас, чем накануне праздника: тогда и цены взлетят, и качество цветов никто не гарантирует.
С молотка ушли и цветы. Работы Сущени и Яманова забрал, как и планировал, Сергей Богданов. Правда, перед началом торгов Булат Яманов пояснил, что представленная им работа — не оригинал, а жекле — цифровая репродукция картины наивысшего качества, которая воспроизводит даже рельефность мазков краски. Достойная альтернатива оригиналу была продана за шесть тысяч рублей.
С десяток авторских репродукций небольшого размера представил и новгородский художник Александр Олигеров, работающий в стиле модернизма. Часть этих работ была приобретена на аукционе. Другая, не сомневаются организаторы, уйдёт в ближайшие дни. Работы Александра традиционно раскупаются одними из первых, как горячие пирожки, — факт.
— Если говорить сухо и прагматично, это может быть связано с тем, что модернизм на выставке представлен очень скромно. Поэтому мои работы и раскупают. Тем более что они небольшие по размеру и продаются по доступным ценам, — говорит Олигеров. — А если взглянуть с другой точки зрения, я во все свои работы вкладываю определенные эмоции, которые задевают человека. Здесь я представил работы из нескольких своих серий, скажем так, самых любимых.
Итог аукциона — 55 тысяч рублей. Но это не предел, уверены в музее, поэтому картины с молотка будут уходить и завтра.
Мнение эксперта
Сергей ПУХАЧЁВ, директор новгородского Центра современного искусства:
— К сожалению, у нас пока не развита культура благотворительности, очень мало форм её реализации. Хотя ещё в конце XIX века проводились рождественские распродажи, когда незначительные предметы покупались за баснословные деньги. Какая-нибудь дама вставала, показывала елочную игрушку, и начинался торг. И люди понимали, что деньги пойдут на благотворительность. Но при этом ведь они ещё женщину наблюдали, заигрывали с ней, рассчитывая на роман.
Чтобы расширить круг участников аукциона, нужно приложить талант. Чтобы человек отдал деньги, даже на благотворительность, нужно придумать что-то необычное. В своё время на «Славии», например, с молотка ушёл торт огромных размеров, представляющий собой рождественскую деревню. Это было Нечто. Народ сражался за него. Какое чудо нужно придумать сейчас — сложный вопрос. Но хорошо, что музей работает в этом направлении.
Фото автора и Владимира БОГДАНОВА