Воскресенье, 04 января 2026

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Спасибо друзьям

Вышел и дошел до Новгорода посмертный сборник рассказов, эссе, дневников Василия Аксенова. Книгу собрали и прокомментировали друзья писателя — Виктор Есипов и Анатолий Гладилин. С первым мне так и не удалось познакомиться. Знаю, что он написал мемуары «Василий Аксенов — одинокий бегун на длинные ди

Вышел и дошел до Новгорода посмертный сборник рассказов, эссе, дневников Василия Аксенова. Книгу собрали и прокомментировали друзья писателя — Виктор Есипов и Анатолий Гладилин.

С первым мне так и не удалось познакомиться. Знаю, что он написал мемуары «Василий Аксенов — одинокий бегун на длинные дистанции» (2012).

Но читать в Интернете я книги не могу, а сам «кирпичик» (700 стр.) так и не удалось найти. Гладилин — эмигрант советской эпохи. Его «Меня убил скотина Пелл» и «Улица генералов» интересны как картина жизни бывшего успешного писателя на Западе.

Но дело вовсе не в литературных талантах или достижениях Есипова и Гладилина, а в том, насколько хороши их комментарии, как ценны с точки зрения документальности. В этой книге Аксенова собраны не только его рассказы (их-то комментировать может каждый прочитавший), но и дневники. Особенно дневники!

Вот говорят (и я согласен), что дневники Николая II совершенно бесцветны. Вот пример: «2-го марта (1917). Четверг. Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев — всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте нужно решиться на этот шаг. Я согласился… 3-го марта. Пятница. Спал долго и крепко… 4-го марта. Суббота. Спал хорошо...». Нормально, да?

А вот из Аксенова: «Эрнест. Гриша. Приступы у Киры. 11 улетаю в Аргентину. Париж. Аргентина. Сообщение о Женьке. Встречи с Вит., с Сартаковым. Пленум РСФСР. Ответственность». По сравнению с ним Николай настоящий беллетрист!

Правда, собиратели книги пишут о таких дневниках уважительно: «В своих записных книжках Василий Аксенов ни с кем не сводит счеты, не демонстрирует подробности чужой личной жизни. Это просто некие «узелки памяти». Хорошо, если они в состоянии эти «узелки» развязать. По мне, так читать такие записи совершенно бессмысленно. Весь перец и вся соль — в комментариях. По сути, на обложке должны стоять три фамилии. Причем полноценно фамилия Аксенов принадлежит только первой части книги, в которую входят 16 рассказов: «Одно сплошное Карузо» (посвящен Окуджаве), «Ржавая канатная дорога», «Прошу климатического убежища», «Люди с «Гамлета» и «У свиной ножки» в России не публиковались. Остальные 11 вы могли читать в «Юности», «Литературной России», «Труде»...

Почти 600 страниц…

РЕКЛАМА

Еще статьи

А теперь лимончику, пожалуйста!

А теперь лимончику, пожалуйста!

Боровичский театр «Берега», пережив успех дебютного спектакля «Вишневский и Вишневская», учит новые роли

24.12.2025 | Культура

Алиса идёт на Север

Алиса идёт на Север

Худрук театра «Малый» Надежда Алексеева — о новогоднем спектакле, фестивальных успехах и планах на 2026 год

24.12.2025 | Культура

Начало чуда

Начало чуда

В областном центре открылось новое арт-пространство, а в нём — выставка нового творческого объединения

17.12.2025 | Культура

Как зубы почистить

Как зубы почистить

Почему качественный блогинг — это образ жизни, а не работа?

17.12.2025 | Культура

Князь Рус и его супруга Полина

Князь Рус и его супруга Полина

Рукодельница из Старой Руссы Елена Ческидова стала финалистом Всероссийского конкурса ватного мастерства

10.12.2025 | Культура

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура