Волотовская нить привела с полей в музей
Кто видел, как цветет лен? Тогда поле становится «синим морем». Когда-то у нас и впрямь были льняные моря, а сегодня эта исконная для русского земледелия культура не в чести.
Вот и на Новгородчине вывелась она, как и не было. Кто теперь вспомнит народную поговорку «посеешь лен — пожнешь золото»?
Недавно занесло нас в Горки Ратицкие. Это деревня в Волотовском районе, центр сельского поселения. Словом, жизнь там теплится. И появление небольшого музея ткачества в здешнем клубе — тому пример. Из-за него-то, услышав, что таковой живет и здравствует, мы и заглянули в эти самые Горки Ратицкие. Собственно, музей — все, что осталось льноводческого в районе, для которого эта отрасль когда-то была одной из главных. Причем не с советских колхозных, а, можно сказать, с незапамятных времен. Даже само название поселка Волот по одной из версий-легенд происходит от слова «волоть», то есть нить. В начале 2000-х закрылся волотовский льнозавод, помещения его давно используются под другое производство.
И к бабке не ходи
Ольга СИЛАНТЬЕВА, культорганизатор Горко-Ратицкого СДК, будто в рубашке родилась. Причем именно льняной. Откуда у нее такая тяга к старинным промыслам? К ткацкому — в особенности. И чтоб изо льна та ткань была.
Говорит, бабушка ремеслом владела. С детства была обучена. А вот внучке не преподала уроков. К тому времени, как Оля подрастала, бабушка уж давненько к стану не подходила. Без надобности дело. Куда проще в магазине одеваться.
— Когда обанкротился льнозавод, наша волотовская предпринимательница основала ткацкую мастерскую, — вспоминает Ольга. — И я там работала. С одной стороны, потому что выбор невелик — сложно было найти работу. Но с другой — мне это нравилось! Очень жалела, что мастерская тоже закрылась.
И тут Ольге снова повезло на лен — узнала о наборе на курсы обучения ткачеству. Потом, став культработником, о своем народно-мастерицком уклоне она, конечно же, не забыла. Так что с музеем — тут всё четко и логично. Он просто должен был появиться.
Валун в тему
А району как было не поддержать такую идею? Власти уже думали, да и делали кое-что для развития туризма. Ища, как принято говорить, дополнительные источники финансирования. Поиски привели их в деревню Камень, к культовому валуну. Ему и суждено было стать краеугольным камнем.
— Там исстари местные жители праздновали Ивана Купалу, — рассказывает председатель комитета культуры и туризма администрации Волотовского района Светлана КУЛТЫГИНА. — По поверьям камень этот особой силой обладает. И археологи подтвердили — это камень-следовик.
Кто на нем наследил, тут история туманная, однако у камня снова стали проходить народные гулянья. Что, собственно, и ознаменовало собою появление туристов, прежде не только у валуна, но и во всем районе вроде как не замеченных. Чтобы желанный гость не заскучал у Камня, в другой деревне — Горицах — сочинили Музей сказки.
Но все это было на туристическом маршруте № 1. А Горки Ратицкие уже дают старт маршруту № 2.
Жила-была семечка
Как кукушка прокукует, так и лен пора сеять. Было это обычно в 20-х числах мая (по старому стилю). Кукушки раньше не такие бестолковые водились, как теперь, зря и не вовремя клюва не открывали.
В августе, после цветения, лен теребили. Кто постарше, в советской школе учился, бывал, наверное, в страдную пору на полях в качестве шефа. Вот и на лен нас посылали. Тащить его из земли — и то работа не для ленивых. Снопы связал, в скирды составил. И на том спасибо.
А вот чтобы щегольнуть в рубахе нового урожая — ой-ёй-ёй как постараться надо. Предки-то наши что делали? Вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали... Потом девицы-отроковицы пряли. Потом девушки постарше ткали. Не мужского ума было дело. Правда, женихи, прежде чем сватов засылать, как раз у ткацких станов невест и высматривали: какая хорошо ткет, та и женой хорошей будет. Да и приданое играло не последнюю роль: как увидит парень подходящую стопку льняных рубах да полотенец — всё, любовь с первого взгляда.
Весёлый половик
По нынешним временам с такими обрядами ЗАГС без работы остался бы. Но школьникам — в музее пока чаще всех бывают они — категорически интересно всё то, что было, было, было...
— Иного чуть ли не силком из-за стана вытаскивать надо! — улыбается Ольга. — Другие же своей очереди ждут. Особенно мальчишки засиживаются, им надо разобраться, как «эта штука» устроена и работает.
Честно сказать, не к каждой «штуке» и допустят посидеть. Таким экспонатом, как стан 1856 года, волей-неволей приходится дорожить. Где те времена, когда в каждой крестьянской избе они были?
При музее есть кружок ткачества. Наверное, для тех, кого оказалось не оттащить от стана. Но среди таких, самых увлеченных, все-таки только девочки. Как и должно быть. Мы — за традиционные ценности.
— Вот этой рубахе — больше 80 лет.
— Да ну! — на самом деле очень хочется в это верить.
— Правда-правда, — продолжает Ольга, — местная жительница отдала ее музею как малоношеную. Изделия из льна — очень долговечные. Вот и выглядит, как новенькая. И потом, это делалось и с умом, и с душой.
— Так, а есть что-нибудь новенькое? Станы же не простаивают.
— Вот, сегодня утром только сняла, еще кончики не обработаны, — Ольга показывает половик.
— Слушайте, жалко красоту такую под ноги.
— Ничего, — говорят мне, — они хорошо отстирываются.
Ну хоть на стену вешай вместо картины. Этакое домотканое панно с национальным волотовским орнаментом. Серьезно говорю: здешние половички — особенные. Прежде всего — из-за цветовой гаммы. Теплые, яркие, уютные тона. Постелить такие — сразу наряднее и как-то радостнее станет в доме.
Всё вернётся?
Самая скромная часть экспозиции — заводской стенд. Фотографии, вырезки из газет, воспоминания — это всё, что от него осталось. Работал себе с ноября 1950-го. Поставлял продукцию на льночесальные и ткацкие фабрики Новгородской, Горьковской, Ивановской, Псковской, Владимирской областей. И на экспорт даже — в Финляндию, Чехословакию, Польшу, Венгрию и Японию. Медали имел с выставок.
Впрочем, в Интернете, Волотовский льнозавод вроде еще работает. К примеру, я наткнулся на сайт, где приглашают в Волот специалистов по переработке льна.
В райадминистрации нас заверили, что историческая часть экспозиции, безусловно, будет расширяться. А может, лен отдохнет себе в музее, наберется сил, да и снова на поля? Как-никак на гербе Волотовского района он имеется. В обосновании символики читаем: «Серебряные коробочки льна в червленом поле символизируют, что жители данного района специализировались в выращивании льна и достигли на этом поприще хороших результатов».
Глава района Александр ЛЫЖОВ вздыхает:
— Вы хотите, чтобы я вам дал прогноз из области глобальной экономики?
И все-таки с вопросом я не прогадал. Хотя бы потому, что самому музею нужен лен. Иначе и не показать все — от семечка до тканого изделия. В общем, есть желание иметь опытное поле. Одна незадача: лен любит землю мягкую, а в окрестностях Горок Ратицких почва каменистая. «Ничего», — говорит Ольга. А мы искренне желаем ей удачи.
Владимир МАЛЫГИН (фото)