В забытой деревне Дуброво открыли Музей колеса
Всё закрутилось год назад, когда идея получила официальное признание в виде двух региональных грантов по программам «Новгородика» и «Земля Новгородская». На её осуществление из областной казны было выделено 250 тыс. рублей.
Сумма, конечно, воображение не поражает, но на неё предстояло отыскать подлинные экспонаты, сшить старинные костюмы, изготовить макеты. Самой трудозатратной частью проекта было привести в божеский вид пустовавший несколько лет танцевальный зал деревенского Дома культуры, где и должна была разместиться экспозиция.
На широком тракте
Хорошо известно, что голь на выдумку хитра. Если надо, то и при стеснённых обстоятельствах будет результат. В случае с Музеем колеса все станет оцениваться количеством туристических автобусов, останавливающихся возле него. А пока его первыми посетителями стали чиновники департамента культуры и туризма, главы поселений района.
Пожалуй, в настоящее время главное достоинство Дуброва заключается в том, что деревня располагается на федеральном тракте, ведущем в Псков и в Прибалтику. Когда-то Дуброво входило в совхоз-миллионер. Ныне о былом благополучии свидетельствует огромный бюст «всесоюзного старосты» и покинутое двухэтажное здание школы. Проект с музеем отчасти и был разработан для того, чтобы хоть как-то оживить деревню.
— Одними дискотеками и праздниками светского календаря культуру не выстроить, — говорит куратор проекта, а по совместительству заведующая отделом культуры администрации Солецкого района Людмила КОСТРОМИНА. — Сама по себе тема колеса безгранична. Планируем, что здесь появятся разные виды колёс, в том числе и железнодорожные. Если задуманное удастся осуществить, то уже в августе, на День города, организуем фестиваль колеса.
Это в перспективе, а пока следует довольствоваться местными реалиями. Вдохновителем проекта является сотрудник Солецкого краеведческого музея Сергей СКИРЧЕНКО. С ним я встречалась прошлой весной, когда в его распоряжении была пара-тройка старинных предметов конской упряжи. Сейчас коллекция разрослась до десяти хомутов, шести коромысел, двух кадок, плуга, саней, утюгов и прочих предметов бытовой крестьянской утвари. Всё добро пожертвовало местное население. А вот иногородние дачники показали себя скупердяями.
И всё же музей получился народным — обустраивали его всем миром. Батюшка Ильинского собора предоставил вышку, чтобы привести в порядок стены и потолок выставочного помещения, кто-то из умельцев безвозмездно соорудил заборчик, кто-то находил время, чтобы здесь всё по уму расставить.
Тпру, приехали!
Безусловно, в собрании есть и колёса, в количестве 15 штук. Деревянные, давно вышедшие из эксплуатации, но всё-таки демонстрирующие древнее ремесло. Сергей Владимирович во время экскурсии обязательно расскажет о нём и раскроет секрет: древесина начинала с лёгкостью гнуться после недельных выпариваний в конском навозе. К тому же технология с натуральным антисептиком не давала заводиться в колёсах жучкам.
Экспозиция — что-то вроде иллюстрации постоялого двора начала XVIII века, эпохи Петра Первого. Именно на тот период времени пришёлся расцвет колесной слободы в Сольцах. И не рассказать о ней подробно авторы проекта посчитали неправильным. Как-никак два века истории города на Шелони, начиная с царствования Ивана Грозного, были связаны с колёсами. Деревянные детали пушек изготавливались его мастерами.
Первое, что бросается в глаза при входе в музей, — огромный рисунок на всю стену, высотой в четыре метра. Работа Скирченко. Это его фантазия на тему, как Петр Великий бывал в Сольцах. Документальных подтверждений об их посещении царём, правда, нет. Но известны пути его перемещения во время Северной войны, и согласно им император не мог не быть здесь.
Кроме того, в альбоме Августина Мейерберга «Путешествие в Московию» есть литография Сольцов. С неё и списывал Сергей Владимирович образ колёсной слободы. На рисунке, датируемом апрелем-маем 1661 года, за поселением изображены еловые леса. Поэтому вполне логично предположить, что и колёса для военных нужд были именно из этой хвойной породы дерева. Слобода была дочерним предприятием литейного двора в Санкт-Петербурге. Доставлялись они в столицу по водному пути, самому экономически выгодному по тем временам: Шелонь — Ильмень — Волхов — Ладога — Нева.
Наши пушки заряжёны
Современные Сольцы леса уже так густо не окружают, вывод напрашивается сам собой — не иначе они были когда-то израсходованы на милитаристские цели. Слобода просуществовала до 10 марта 1781 года, когда Екатериной Великой был подписан указ, что отныне она становится торгово-купеческим поселением. Но вот что удивляет Скирченко:
— Колёсная слобода — культурно-исторический феномен. Но, к сожалению, его следов в фольклоре, специфических выражениях не обнаруживается. Есть всего пара строчек из брошюры Беллы Фёдоровны Марголис «Городок над Шелонь-рекою» со ссылкой на расчётную ведомость завода, сколько лафет и колёс было произведено в Сольцах. И вот из этого ничего постарались сделать что-то.
Самым крупным «чем-то» и гордостью Скирченко стал макет пушки середины XVIII века, полукартаунного единорога, выполненный в натуральную величину. Длина его лафета — почти 2,5 метра. По мнению исследователей, эта тяжёлая пушка относилась к чисто русским артиллерийским орудиям, на службе военных находилась почти полтора века. И очень может быть, что их деревянная оснастка была родом из Сольцов.
Воссоздавали орудие по чертежам, найденным в Интернете. Колёса и лафет делал учитель труда школы в Выбитях — Виктор Иванович Кикоть, педагог с 46-летним стажем. К слову, мастерил их вместе с детьми. А само орудие вытачивалось на предприятии «Эллипс». Подключи сюда интерактив — дай потрогать пушку, сымитируй закладку снаряда, прицелься, — и сами собой вырисовываются некоторые детали отечественной военной истории.
— Помните лермонтовскую строку из «Бородино»: «Забил заряд я в пушку туго»? — обращается ко мне Сергей Владимирович. — Но если разобраться, то «забивать» ничего не надо было. У единорогов имелись снаряды — полотняный мешочек с ядром внутри, которые оставалось лишь быстро открыть и заложить. Данные орудия относились к скорострельным, за минуту можно было произвести 3–4 выстрела. Действия канониров, а их, кстати, было восемь на одно орудие, отрабатывались до автоматизма. Не могло быть, как показано в фильме Бондарчука «Война и мир», когда в сражении артиллеристы находят время для разговоров. Подобные неточности упрощают историю, делают её ненастоящей, а вместе с этим пропадает и уважение к заслугам предков.
* * *
«Вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» — спрашивал один мужик другого в «Мёртвых душах». Собственно и я, осмотрев колёсную коллекцию, задаюсь вопросом, а доедут ли до неё туристы? Изб-новоделов здесь нет, активных развлечений тоже нет. Но во время долгого пути на часок остановиться в здешних местах можно. Тело размять, извините, в туалет сходить, перекусить. И заодно в музей заглянуть. Чуток помечтать, так можно кафе открыть и здание школы в гостиницу переоборудовать.
Если группы будут ко времени приезжать, в Доме культуры обещают интерактивные экскурсии организовывать. По этому поводу Скирченко в стилизованный костюм пушкаря переоденется и познавательную программу проведёт. Весьма обидно, что проезжающие транзитом через Сольцы остаются в неведении относительно его древней и славной истории.
Солецкий район
Фото предоставлено администрацией Солецкого района