На «Царь-сказку» даже младенцы просятся
Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» проходит в Великом Новгороде раз в два года начиная с 1992 года. За это время у нас выступили труппы из 40 стран. Фестиваль, как правило, идет в бешеном режиме: с утра до вечера по пять-шесть постановок.
Так было раньше. В этом году программа значительно сократилась: в нынешней афише значилось 13 спектаклей из семи стран. Как можно догадаться, культурные связи значительно подорвала политика.
— К сожалению, политика сегодня решает за культуру, а не наоборот, — отметила перед началом фестиваля художественный руководитель театра для детей и молодёжи «Малый», выступающего организатором форума, Надежда АЛЕКСЕЕВА. — Не все культурные фонды, поддерживающие театры в Европе, смогли оказать поддержку нашим коллегам. Поэтому программа была несколько урезана. В этом году, например, не представлен театр движения. Но детскую программу удалось сохранить в полном объёме.
Ну очень юный зритель
Помните ли вы, в каком возрасте впервые посетили театр? Не новогоднее представление, а классический спектакль. Скорее всего, это было в школе. Сегодня возрастная планка юных театральных зрителей значительно снизилась: здесь ждут публику чуть ли не с пелёнок. На нынешней «Царь-сказке», например, показывали постановки для детей от «1+».
— Театр омолаживается быстрыми темпами, — говорит шеф-координатор фестиваля Татьяна БОБРОВА. — Так называемый бэби-театр активно и быстро развивается в Европе. Здесь лавры первенства давно и прочно удерживает Италия. В частности, театр La Baraссa из Болоньи работает в этом направлении с 1976 года. В России же спектакли для самых юных зрителей пока не так прочно вошли в театральный репертуар, но мы надеемся, что наши коллеги, отчасти и благодаря «Царь-сказке», обратят более пристальное внимание в сторону таких постановок.
Признаться честно, в «Малый», на сцене которого давали постановку для малышей, я шла с сомнением: много ли соберётся зрителей? Нет, театр, конечно, работает с детьми, но не с младенцами же! Тем не менее опасения были развеяны, едва я переступила порог. В фойе, неуверенно перебирая ножками, бегали совсем маленькие мальчишки и девчонки, кто-то готовился к спектаклю более спокойно: сидя на руках у родителей. Так или иначе, зрителей хватало. Правда, было им слегка за «1+»: кому на полгода, кому на восемь месяцев.
Как это часто бывает на фестивале, и зрители, и актёры разместились прямо на сцене: юной публике был отдан весь импровизированный первый ряд, состоявший из мягких подушек. Удобно устроившись на сиденьях, малышня приготовилась к чему-то интересному.
Надо отметить, дети наблюдали за всем происходящим на сцене с большим вниманием: никто не плакал и не кричал. Ещё бы: ведь прямо на их глазах два актёра — играющих ребёнка и отца — из пластиковых труб, как из конструктора, возводили самый настоящий дом. Минимум слов, максимум движений. В итоге появился здесь и стол, за которым едят и под которым сидят, и кровать, и даже ванная с душем. Брызги, долетавшие до зрителей, приводили последних в полный восторг. Некоторые то и дело порывались в этот дом войти, но настойчивый шепот родителей возвращал их на место.
Принцип наглядности и возможность потрогать всё своими руками малыши активно использовали и на спектаклях австрийского театра «Шепот из банки» и «Песочные сказки» Латвийского театра кукол. «Песочные сказки» — необычная постановка с использованием техники рисования песком. Причем стол с песком, за которым работали рижские актеры, находился тут же — на сцене. Изображение с него, сопровождаемое рассказом одного из актеров, проецировалось на экран. Для новгородцев это не новинка, но и не обычная практика.
Помогите, кто чем может
Кукольный спектакль «Золоченые лбы», который представил театр Республики Карелия, на сцене 10 лет. Это одна из самых популярных постановок театра. Пришлась по вкусу она и фестивальной публике «Царь-сказки».
Приём, использованный в кукольной сказке, прост: два бродячих актёра с небольшим скарбом странствуют по свету и дают представления. Сказ их о том, как простой мужик Капитон обхитрил царя, отправив его в плавание за бесплатным сахаром, а жене с дочерью и маме «позолотив» лбы смолой. Незамысловатый рассказ выливается в итоге в серьёзные, хоть и смешно поданные размышления о народе и власти. Правда, что в итоге Капитон выиграл, проучив царскую семейку, непонятно. Ибо теперь он вынужден вместе с супругой скитаться по белу свету и зарабатывать на жизнь представлениями, обходя публику с протянутой рукой.
Не миновало это и новгородского зрителя. А народ наш, впрочем, как и заезжие критики и актёры из других городов и стран, не скупился, активно жертвовал в фартук Капитолины — актрисы Любови Бирюковой, — не жалея ни железных, ни бумажных деньжат. Потому как было смешно, раз. А как иначе: пёстрая речь известного сказочника-фольклориста Бориса Шергина, насыщенная «словесным жемчугом» — образными выражениями, меткими сравнениями, диалектными словечками, — сама по себе создаёт яркий мир. А когда перед вами из обычного короба разворачиваются ещё и удивительные декорации, наполненные мелкими деталями, эмоции захлёстывают, это два. В общем, Капитон с Капитолиной на поклон с протянутым фартуком выходили неоднократно. Правда, просили при этом никому не рассказывать, что их видели. Мало ли что.
К доске!
В репертуаре «Царь-сказки» всегда можно найти спектакли, идущие на иностранном языке. Хотя, конечно, ряд гостей стараются играть на русском, но если текста слишком много и выучить великий и могучий актёрам не представляется возможным, то в помощь зрителям, иностранными языками в совершенстве не владеющим, идут субтитры. Впрочем, как показывает практика фестиваля, и без субтитров на спектаклях на английском, немецком или других языках всегда аншлаги. Потому как это прекрасная возможность для студентов и школьников, а также их педагогов совместить приятное с полезным: проверить знание языка и посмотреть постановку.
В случае со спектаклем городского театра Билефельда «Шея жирафа» зрители узнали историю жизни и трудовых будней школьной учительницы биологии Инги Ломарк. Это был спектакль одного актёра. Но скучно не было. За час с небольшим зрители благодаря эмоциональной игре актрисы побывали не только в школьном классе, но и в учительской, в столовой, и даже дома у педагога.
Фрау Ломарк — педагог старой закалки. С учениками строга, считая, что здесь, как и в природе, выживает сильнейший. Начальству её педагогический подход не нравится, но женщина уверена в своей правоте.
Правда, что будет, когда гимназию закроют, неизвестно. Дома, оказывается, у неё тоже не всё благополучно: дочь давно живёт в другой стране, муж увлечён своей работой... Почему жизнь так сложилась? Законы природы на это ответа не дают. Но тут звенит звонок. Занавес.
К слову, в Германии «роман воспитания» немецкой писательницы Юдит Шалански «Шея жирафа» — бестселлер. Живой интерес вызвала постановка и у новгородских зрителей: кто-то смахивал слезу по ходу спектакля, одни горько смеялись от колких и точных замечаний учительницы на вопросы детей, не менее бурное обсуждение продолжилось в фойе по окончании спектакля. Театр, как и положено, никого не оставил равнодушным.
* * *
Зрители, впрочем, как и театральные критики, уже не раз говорили о том, что безумная насыщенность программы — не только плюс, но и минус фестиваля. Зрители в прямом смысле слова страдали, что не могли попасть на те или иные спектакли ввиду неудобного времени.
В этом году такой проблемы не было: график спектаклей был как никогда лояльный. При желании можно было посетить все постановки. С чувством, толком, расстановкой. И это одна из удач нынешней «Царь-сказки», хотя и вызванная непростой обстановкой в мире.
Фото Анны ВАЩИЛО