О юбилее и не только «НВ» беседуют с генеральным директором НГОМЗ Натальей ГРИГОРЬЕВОЙ
— Наталья Васильевна, 150 лет — дата круглая и, безусловно, солидная применительно к человеческой жизни. А для музея, относительно истории, это много или мало?
— Я бы сказала, объемно. Это сразу несколько исторических вех, отраженных в истории заведения, — от экспозиции древностей при губернском стат-управлении до современного комплекса. А между ними — и становление, и пополнение коллекций, потом — музей революции и антирелигиозный музей в Софии, военная разруха и возрождение, и новый виток развития уже в статусе федерального учреждения культуры. Мы храним историю в архитектурных памятниках и современных галереях, в краеведческих музеях и мемориальных домах... Другого музея, чтобы включал такую мозаику истории и культуры, в стране нет.
— В переводе с греческого музей означает «хранитель муз». А современное назначение музея, на ваш взгляд, — просвещать, хранить произведения искусства или быть вдохновителем новых идей?
— Это неразделимо. Миссия триедина: собирать, исследовать, популяризировать. Но и возможность пройтись по молчаливым залам, остаться наедине с собой и насладиться этими сокровенными минутами в музее тоже должна присутствовать. Я, например, убеждена, что в Музее изобразительных искусств нужно создавать более комфортные условия для туристов, там обязательно должны быть уютные скамьи, места для бесед и посиделок. Если студентам удобно на полу с подушками, значит, пусть будут подушки. В 2016 году начнется реконструкция здания этого музея, и мы будем оборудовать в залах островки отдыха. Кроме того, там будут и открытое хранение экспонатов, и мастерская графики.
— У каждого музея — свое лицо, свой характер. Монументален Эрмитаж, овеяно поэтическим гением Михайловское... В чем изюминка Новгородского музея-заповедника?
— Безусловно, это древнерусская культура. Новгород — хранитель уникального архитектурного наследия. К нам в город едут, чтобы поклониться Святой Софии, увидеть единственные сохранившиеся фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине и даже прикоснуться к стенам Параскевы Пятницы, которая, по легенде, приносит удачу. А граффити на Нередице? Средневековый мальчик рисует войну, жена молит Бога сохранить мужа — это же бесспорный вариант исторической истины. И «наше всё» — берестяные грамоты. Новгородский музей равно Новгород.
— А филиалы музея-заповедника, которые находятся в районах, при этом себя пасынками не ощущают?
— Нет. Совсем наоборот. К примеру, для Старой Руссы, которая совсем недавно получила звание «Город воинской славы», одним из критериев в пользу решения вопроса было наличие в городе нашего филиала — Музея Северо-Западного фронта. А присвоение федерального статуса музею-заповеднику в 2002 году позволило сохранить мемориальные дома Некрасова и Успенского в Чудовском районе, Суворова — в Боровичском, Достоевского — в Старой Руссе. Конечно, районным музеям работать сложнее. Был спад интереса местного населения к музею в Чудове. Но сотрудники разработали новую интерактивную программу для школьников, причем для учащихся разных возрастов, стали активнее работать с Петербургом, и число посетителей поднялось в сотни раз. Сейчас там воссоздана крестьянская школа XIX века, есть мультимедийный зал. В Старой Руссе планируем сделать экспозицию «Братьев Карамазовых», чтобы «Белые ночи» Достоевского в Петербурге имели продолжение у нас на речке Перерытице. Питер ждет этот проект. В Валдае открываем Колокольный центр, где в числе раритетов, кстати, будут представлены скифские колокольчики V века до нашей эры. Ведется работа по воссозданию церкви Александра Невского, построенной Суворовым в Кончанском.
Новгород тоже активно размещает свои выставочные проекты в филиалах и принимает их у себя. Сейчас Новгородский детский музейный центр работает на площадках в районах. Такая же задача поставлена перед «Витославлицами», чтобы наши яркие календарные праздники могли ретранслироваться в районы.
— Территория музея-заповедника с филиалами составляет около 70 га. Сколько сотрудников нужно, чтобы управляться с таким хозяйством?
— В штате у нас около 600 человек. Помимо смотрителей, экскурсоводов и дворников, которые на виду, работу музеев обеспечивают хранители фондов, научные сотрудники, экспозиционеры. Именно они делают музей интересным для посетителей: выискивают уникальные темы, организуют выставочную деятельность, ведут исследования, занимаются реставрацией. Многие проработали в музее по 30—40 лет. Это наш золотой фонд, которым мы очень дорожим. Но приходят и молодые талантливые ребята, знающие современные технологии, полные новых идей.
— А что хочет видеть в музее сегодняшний посетитель?
— Сейчас приходят преимущественно небольшие группы: семьи, друзья, родители с детьми, много молодежи. Современный экскурсант все чаще предпочитает быть не просто зрителем, но соучастником действия. Традиционным успехом пользуются событийные мероприятия в «Витославлицах». Мультимедийные панорамы в Никольском соборе востребованы, потому что они позволяют буквально погрузиться в историю средневекового города и получить, помимо знаний, ещё и эмоциональный заряд. Виртуальные экскурсии, ролевые игры, технические новшества, например, аудиогиды
— вот что сегодня привлекает. Для детей, а они — наш основной контингент — всевозможные мастер-классы, тактильные и развивающие игры на исторические темы. Ребятишкам куда интереснее и познавательнее собирать мультимедийный вариант Магдебургских врат, чем просто их увидеть. А когда заинтересуются игрой, они сами придут к оригиналу.
Отмечу, что работа музея стала более открытой, и это тоже востребовано. Сейчас, например, в Музее изобразительных искусств проходит выставка «Времени вопреки», где можно видеть реставрацию в процессе. А когда откроется Центр реставрации монументальной живописи в Антоново, каждый желающий сможет не только наблюдать, но и сам поучаствовать в восстановлении фресок.
— Но новшества не исключают интереса к классическим формам?
— Ни в коем случае. Очень много теплых отзывов мы получили на возвращение экспозиции ювелирного искусства в Грановитой палате, на выставки Эрмитажа в Новгороде. Экспозиция икон в здании Присутственных мест всегда вызывает восторги. Большой популярностью пользуются лекции об искусстве наших сотрудников: Юрия Александрова, Людмилы Секретарь, Николая Гринева, Сергея Трояновского.
— С мая в музее начался новый сезон: открыт Боевой ход кремля, несут караульную службу стрельцы, в южной части разместилась выставка-инсталляция к 70-летию Победы... Когда всё успеваете?
— Каждый сезон мы вовлекаем в свою деятельность десятки, а то и сотни людей. Это и добровольные помощники на раскопках, студенты, общественные организации и даже коллективы предприятий. Для инсталляции, например, знаменитую полуторку восстановить нам помогали Клуб исторической реконструкции и 261-й ремонтный завод. Готовили эту выставку вместе с поисковиками «Долины». Стрельцы — в основном новгородские студенты. Мы рады сотрудничеству и готовы поддержать любой талантливый творческий проект на своих площадках. Я считаю, что это нужно всем, поэтому музей, вся его работа — дело общее.
— С другими музеями сотрудничаете?
— Активно работаем с Эрмитажем, «Царским Селом», в ближайших планах — совместные проекты с «Царицыно». Участвуем в конференции «Русский мир» с Русским музеем. Благодаря сотрудничеству с Государственным историческим музеем наши экспозиции видели в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Германии.
— Какие новые планы вынашиваются в умах специалистов музея?
— Есть идея на Троицком раскопе построить фондохранилище. Представьте, в двух подземных этажах его, на всю глубину раскопа, будет оставлен открытым для посетителей срез нашего культурного слоя! Проект уже прошел первичную экспертизу. Начнутся работы предположительно в 2017 году.
Фото Владимира МАЛЫГИНА