или Про умение уходить от кастрюль к мольбертам
В первый день лета в библиотечном центре «Читай-город» Великого Новгорода открылась выставка картин четырёх художниц Клуба любителей живописи.
По этой причине экспозицию назвали «Кватро». «Впрочем, — говорит руководитель клуба Татьяна МАРКОВА, — использование итальянского слова — это лишь напоминание посетителям о том, какая страна является родиной классического искусства».
Татьяна Николаевна — профессиональный художник. Закончила художественно-графическое отделение Ленинградского педагогического института им. Герцена, работала в Новгородской детской художественной школе, гимназии № 1. А в 2002 году организовала в городе детскую студию «Рисуйка». Через два года решила проводить занятия по основам рисунка и композиции для взрослых.
— Татьяна Николаевна, и каков итог вашего эксперимента?
— Мне хотелось узнать, как будут взрослыми восприниматься мои уроки. И я обомлела. Они понимают всё и сразу.
— Между тем, детская аудитория — как пластилин. Лепи из неё, что хочешь. Со взрослыми так не получится.
– Клуб сложился из людей, у которых имелся зрительский опыт. Большинство из нас воспитаны на классике, бывали в Эрмитаже, Русском музее. Единственное, что мешает мне на занятиях, — сложившиеся стереотипы, шаблоны. Как правило, взрослые хотят, чтобы получилось похоже, правильно. Вот мы и выясняем, а надо ли? Возможно, важнее на полотно выплеснуть эмоции, первое впечатление, чем просто копировать натуру.
— Ваш клуб уже перерос в нечто большее, чем просто клуб любителей живописи?
— Наши занятия выходят за рамки студии. Мы интересуемся всеми выставками, проходящими в Новгороде. Там встречаемся, потом обсуждаем экспозиции, стараемся понять, как и чем была написана та или иная картина. Появилась общность. Состоялся клуб в европейском его понимании. У людей уже есть потребность раз в неделю прийти на занятия, оставив домашние хлопоты, и погрузиться в мир творчества...
— Проводите модную нынче арт-терапию?
— Я не ставлю целью кого-то лечить. У любого человека внутри есть желание самовыразиться. Дети вырастают, освобождается время, которое можно использовать как раз для этого. Не в обиду рукодельницам, но вышивание больше подходит для развития усидчивости, оно отвлекает. А в живописи на первом плане темперамент художника. Вот и выясняем, почему раньше импрессионистов освистывали, а теперь превозносят. Это и есть формирование грамотного восприятия.
— А что тогда безграмотное, по вашему мнению?
— Когда человек останавливается на уровне «нравится — не нравится». Когда говорят: «Хорошенькие цветочки. Я бы себе на стену дома повесил».
— Какие техники живописи вы преподаёте?
— Техник сейчас миллион: акварель, пастель, восковые мелки, темпера, уголь, карандаш, монотипия и т.д. Наши пробы можно сравнить с процессом приготовления пищи на кухне: там посолили, там поперчили, помяли, пожали.
— А маслом работаете?
— Нет. Это высший пилотаж. Рисуя маслом, можно легко уйти в безвкусицу, самодеятельность.
— Не рискуете ли вы, выставляя свои картины вместе с работами учеников?
— В студии или на пленэре я сажусь вместе с учениками на стульчик и рисую. На них это не давит. Они смотрят, что я умею. Никого не заставляю, оценок не ставлю. Скандалов и ругательств нет. Только красота. В такой идиллии я живу...
— В клубе в основном женщины?
— Не в основном, а исключительно. Однажды мой хороший знакомый сказал: откуда у вас возьмутся мужчины, если вы не рисуете обнажённую женскую натуру. А если серьёзно, женщины научились тратить время на удовольствие. Например, мы собираемся в субботу утром, два часа работаем, потом, если это на природе, устраиваем завтрак на траве, почти как у Мане. После чего приезжают мужья и отвозят своих дам на огороды, вкалывать. Мужчины более рациональны, то есть они стремятся быстро получить результат, чтобы его выгодно реализовать. Зато профессию художника осваивает больше мужчин. Это адский труд. Они отдаются творчеству полностью и навсегда, забывая о семье, комфорте, ухоженности, гигиене. Женщины, как правило, остаются любителями. Рисовать между кастрюлями нельзя.
Фото Владимира БОГДАНОВА