Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Песок сквозь пальцы,

или Как можно не только нарисовать, но и насыпать картину Новгородские психологи давно уже в качестве одного из методов арт-терапии используют рисование песком. Говорят, подобные сеансы помогают их подопечным раскрыться: образно поведать то, о чем не решаются сказать вслух, а потом одним махом стер

или Как можно не только нарисовать, но и насыпать картину

Новгородские психологи давно уже в качестве одного из методов арт-терапии используют рисование песком. Говорят, подобные сеансы помогают их подопечным раскрыться: образно поведать то, о чем не решаются сказать вслух, а потом одним махом стереть изображенные переживания.

Особенно хороший эффект, по утверждению специалистов, дают такие занятия с детьми.

Но если арт-терапией сегодня уже никого не удивишь, то вот песочные картины и шоу в нашем городе в новинку. Точнее сказать, пока для широкой аудитории пропускать песок сквозь пальцы рискует только одна художница — Ксения ИНОЗЕМЦЕВА. «НВ» побывали на первом творческом вечере мастера и оценили ее работы.

Необычный Sand Art

14pesok1

Вообще, как рассказывают знатоки, рисование песком или sand art появилось в 70-х годах прошлого века. Тогда американский аниматор Кэролайн Лиф создала первый фильм «Песок». Позже ее опыт переняли другие мультипликаторы: стали делать небольшие песочные ленты без склейки и монтажа.

Однако, как гласит Интернет, более глубокие корни песочной анимации можно найти в буддизме — в духовной практике построения Мандалы. Мандала — буддийская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ. Эти произведения искусства составляются по строгим канонам из мелкотолченого окрашенного мрамора. Их после создания нельзя оставлять как экспонат, ведь главное назначение Мандалы — служить основой для медитативной практики, а не для любования и копирования.

Что касается песочной арт-терапии, то ее появлению мы обязаны известному швейцарскому психиатру Карлу Юнгу, который, нуждаясь в эмоциональной поддержке, рисовал мандалы, в том числе и на песке...

Из песочницы к холсту

Но вернемся к делам сегодняшним. То, как Ксения Иноземцева рисует песком на подсвеченном столе, изображение с которого проецируется на большой экран, я впервые увидела осенью 2014 года — на открытии фестиваля молодежного короткометражного кино «Первый шаг». Она быстро и ловко насыпала целый фильм из истории мирового кинематографа, с узнаваемым поездом братьев Люмьер, Чарли Чаплином, голливудскими и отечественными шедеврами. Тогда вспомнилась известная киношная фраза про ловкость рук и никакого мошенничества. И осталось ощущение, что показали что-то стоящее. Хоть и из песка.

А этой весной художница заявила о себе уже во весь голос, представив в Ночь музеев в новгородском кремле программу «Тайны Владычной палаты», разработанную вместе с научными работниками музея-заповедника.

— Я из Ленинградской области. Учусь в НовГУ на дизайнера. В моей семье никто не рисует. Я увлеклась художественным направлением в школе. Но больше меня всегда занимала анимация, — говорит о себе Ксения. — Когда услышала, что в Новгороде открылась студия детской мультипликации «Дробыш», сразу пошла устраиваться туда преподавателем — сначала показать ребятишкам, как можно рисовать песком в разных техниках. Но затем увлеклась и начала придумывать сюжеты — не отдельные картинки, а связанные общей темой фрагменты. Стали получаться, если так можно сказать, мини-фильмы.

14pesok2

Сейчас в арсенале песочных дел мастера три оживленные ею легенды из истории Новгорода, которые Ксения после успешной премьеры в Ночь музеев периодически повторяет для туристов под сводами Грановитой палаты. А еще сюжет на военную тему и зарисовка по мотивам «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. В ближайших планах еще один фильм на тему Великой Отечественной — по письмам солдат с фронта.

— Песком рисовать намного сложнее, чем карандашом или кистью. Обдумывая сюжет, я вначале делаю эскизы на блокноте, продумываю связки между кадрами, ведь нельзя просто взять и рукой смазать предыдущий. И только когда на бумаге проработаю варианты и выберу оптимальный, начинаю набивать руку на столе с песком, — делится секретами ремесла Иноземцева. — Перед зрителями картинки должны меняться, как и в обычном мультфильме, — динамично. Быстрота и точность изображения достигаются только тренировками. И тут важно все мелочи учесть, даже длину ногтей на руках.

По словам художницы, в мегаполисах песочные шоу стали уже привычным явлением. Новгород же пока только присматривается. Но присматривается любопытством.

Вопрос на засыпку

Подтверждением того, что интерес к фильмам из песка действительно есть, стал полный зал кремлёвского Лектория, где у Иноземцевой прошел творческий вечер. Немало среди зрителей было семей с детьми, что, как признались специалисты музея, стало полной неожиданностью, поскольку все работы Ксении, за исключением сказочного путешествия Алисы, предназначены для взрослой аудитории.

А взрослые, возможно, и поспорили бы по поводу нарисованного и насыпанного Ксенией. С одной стороны, художница отлично проработала Софийский собор, звонницу, обобщенное изображение священнослужителей, Чеширского кота и юной мечтательницы, нашла способ смены кадров. Но с другой, по ходу действа часто именно из них и строила композицию, не добавляя ничего нового.

И, к сожалению, подвел звук. Иноземцева иллюстрированно сопровождает три легенды Грановитой палаты: о том, как Иван Грозный сурово обошелся с новгородцами, о святом Иоанне и бесе и о битве с суздальцами. Текст записан на диск. И если под округлыми сводами небольших помещений палаты слышно хорошо, то в большом зале Лектория с его особой акустикой звук разлетается. Зрители даже попросили ведущих после показа еще раз пересказать легенды.

Но на интерес публики это не повлияло. Дети и родители обступили светящийся стол с песком и художницу. Ребятишки еще и остались после шоу на мастер-класс. Просили показать приемы, спрашивали, где и у кого можно научиться рисовать таким способом. Она ответила, что пока в Новгороде специально никто не обучает технике sand art.

— Но это пока, — пришел на помощь Ксении заведующий отделом культурных программ музея Виктор НАЗАРОВ. — Наш совместный проект «Тайны Владычной палаты» оказался удачным — туристам нравится песочное действо. Особенно дети в восторге. Мы решили продолжить развивать это направление и открыть студию песочной анимации «Рисунки мальчика Онфима». Сейчас готовим помещение, закупаем оборудование.

* * *

Студия будет работать в Детском музейном центре. Открытие намечено на осень. Для Ксении Иноземцевой это станет новым творческим проектом.

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА