В Великом Новгороде открывается фестиваль «Парижские сезоны»
Еще Чехов говорил, что краткость — сестра таланта. Применимо ли это к короткометражному кино? Скоро узнаем. Кинопоказы будут идти сегодня и завтра, 15 и 16 июля, в центре культуры «Диалог».
В Новгород фестиваль французских фильмов приехал впервые, в рамках Большого всероссийского турне по крупным и малым городам. Главная его цель, по замыслу организаторов, — показать достойные европейские фильмы, которые публика, как правило, незаслуженно оставляет без внимания. Проявят ли новгородцы интерес к творчеству французов?
На предварительном просмотре, где отбирали фильмы для показа в первый день фестиваля, народа было немного. Попытки заинтересовать нас чем-нибудь этаким предпринимались и раньше, но не привлекли массового зрителя ни относительно недавний показ мультфильмов из программы Лондонского международного анимационного фестиваля, ни состоявшийся в прошлом году фестиваль анимационного кино Reanifest, ни прочие подобные мероприятия. Возможно, отчасти это вызвано тем, что проходят акции обычно в будние дни, когда людям не до кино.
Между тем само по себе короткометражное кино порой требует от режиссеров куда большего мастерства, чем съемки какого-нибудь фильма про супергероев. С блокбастером проще: огрехи сценария и провалы в логике можно замаскировать кучей спецэффектов. Недостаточная проработка характеров искупается именами звезд на афишах. Да и на раскрытие темы есть целых два часа, а за это время, глядишь, что-нибудь да зацепит публику.
С короткометражками этот номер не пройдет. Тут важна каждая мелочь. Подобный жанр требует изощренного мастерства режиссера, сценариста, оператора, актеров — словом, всей команды, работающей над фильмом. Небольшой сюжет должен и увлечь, и заставить задуматься. Получается, понятное дело, не у всех, но на то и предпросмотры, чтобы отбирать самые достойные работы.
Самая короткая лента из тех, что увидят новгородцы, длится четыре с половиной минуты, самая длинная — почти 21 минуту. Что можно рассказать за столь малое время? Каждый режиссер отвечает на этот вопрос по-своему. Во Франции короткий метр — вполне себе популярный жанр, высоко ценимый и зрителями, и критиками. Собственно, и фестиваль вырос из желания поделиться шедеврами короткого метра с как можно большим количеством людей. Ленты, которые привезли в Россию, отбирал парижский «Дом короткометражных фильмов» и отдел министерства культуры UniFrance. Среди этих кинолент есть работы, уже отмеченные престижными премиями. Но не забывает фестиваль и молодых дебютантов, давая им возможность помериться силами с уже зарекомендовавшими себя художниками. Учащиеся и выпускники одной из самых крупных частных киношкол Парижа также смогут донести свои идеи до зрителей.
Пожалуй, нельзя описать коротко все фильмы, что мне довелось увидеть на предпросмотре, — слишком разными они оказались. Собираясь туда, я гадала, чего ждать: злободневных роликов, напоминающих социальную рекламу, или юмористических зарисовок... В итоге увидела все это и еще много чего интересного.
Были короткометражки, подтверждающие стереотип о французах как о людях легкомысленных и любвеобильных. Сдается мне, историю сказочной принцессы из страны Лямур-Дамур, которая влюбилась одновременно в принца и другую принцессу, да так, что в конце концов сочеталась браком с обоими, далеко не все новгородцы примут на ура. Зато фильм о девушке, которая всеми правдами и неправдами пытается вручить свой номер телефона приглянувшемуся парню, думаю, многие сочтут забавным. Чем-то, кстати, он похож на полюбившиеся с детства сюжеты «Ералаша». И пусть тут герои взрослые, ведут они себя все равно как подростки, впервые решившие пригласить кого-то на свидание.
Хватало и лент, что называется, «на злобу дня». Взять хоть сатирическое «Собеседование», где знакомая многим жизненная ситуация доведена до абсурда. Кандидата, устраивающегося на работу, просят сплясать перед будущими начальниками, чтобы оценить, насколько легко он сможет влиться в коллектив. Любой, кому при устройстве на работу приходилось заполнять кучу тестов или отвечать на вопросы, кем он видит себя через пять лет, наверняка оценит.
Были и другие короткометражки с социальной тематикой. Одинокая старость, жизнь подростков в неблагополучном районе, попытки девочки освоиться на новом месте после переезда... Из этих фильмов, как из цветных стеклышек в калейдоскопе, при желании можно собрать полную картину французской действительности — в чем-то похожей на российские реалии, в чем-то совсем иной.
Программа кинофестиваля
1-й сеанс. 1 час 39 минут
«Я подожду следующего». Режиссер Филипп Оренди — 4.30 мин;
«С новым годом». Дидье Тальмоне — 12.30 мин;
«Дега». Нельсон Кастро — 20.52 мин;
«Болезнь Гомера». Диана Вальсон — 12.09 мин;
«Вальс втроём». Любна Плеуст — 8.00 мин;
«06». Винсент Дос Рейс — 10.59 мин;
«Собеседование». Николя Новак — 14.00 мин;
«Баня». Жорж Спикас — 16.00 мин.
2-й сеанс. 1 час 40 минут
«Парни с площади Бастилии». Себастьен Бидо — 6.58 мин;
«Синие ноты». Симон Франсуа — 20.00 мин;
«Звездная пыль». Вильмарк Валь — 13.37 мин;
«Зал ожидания». Александр Мермаз — 11.52 мин;
«Дочь Балтимора». Дженнифер Люмброзо — 11.00 мин;
«Август». Седрик Мартан — 9.00 мин;
«Тропизмы». Жанна Соват и Элизабет Сильверо — 12.00 мин;
«Принцесса из страны Лямур-Дамур». Арно Лаланн — 9.35 мин;
«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Марион Серволь — 06.47 мин.