Понедельник, 05 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Назад в будущее

Долгое путешествие к центру Земли

Каждое лето Алексей путешествует. Так далеко, куда обычный турист не заберется. При этом не выезжает из Великого Новгорода. В прошлом году побывал на стоянке человека в неолите. Не люди были — кремень. Теперь вот гостит у купцов. Их лет так семьсот никто не видел.

Вообще-то, он собирался в бронзовый век. Довольно давно дело было. Когда в МГУ учился. Но как-то попал на практику в Новгород и, передумав бронзоветь, увлекся археологией. И живет теперь там, где копает. В этом городе. Называя его своим вторым домом. Нет, теперь уже первым. Хотя сам — из южного Кишинева.

Научного объяснения этой смене вех нет. Просто...

— Мне здесь нравится, — говорит Алексей АНДРИЕНКО. — История, город, люди.

SOS-археология

Траншея, забор, котлован. Угол улиц Черемнова-Конюхова и Молотковской. Мы стоим у остатков сруба. Точнее, их тут несколько. Только нижние венцы, выше — ничего.

Нам нормально. Те, кому когда-то принадлежали эти постройки, окажись они тут в эту самую минуту, наверняка порядком струхнули бы. Кругом практически дворцы. И здесь, на этом пятачке на углу, тоже будет.

Это так называемая спасательная археология. К ней прибегают, когда надо исследовать место предполагаемой застройки, прокладки инженерных сетей и т.д. Это теперь дорог каждый метр или даже сантиметр истории. По крайней мере, он защищен законом. А в послевоенные годы, в 1950—1960-е, было не до экскурсов. Половину новгородского культурного слоя уничтожили застройкой...

У Андриенко на этот сезон — еще пара таких спасательных раскопов. Это, конечно, не Троицкий раскоп, где культурный слой — несколько метров. Тут счет идет на сантиметры. 60—70, не более.

— Могло быть и больше, но, вероятно, какая-то часть была снята при строительстве вала окольного города, — поясняет Алексей. — Не так много. Все-таки здесь — окраина. Чем ближе к центру, к реке, тем слой мощнее. Это закономерность.

Кто-то теряет...

Чтобы было совсем понятно, как возникает этот самый культурный слой, руководитель раскопа рассказывает, как наши предшественники из XIV века, радостно отметив какое-то событие, выкинули кости, принадлежавшие барашку, на задний двор. А куда? Контейнеров не было. Дорожек с плиточкой, триммеров, чтобы вылизать газон, тоже. Чавкало под ногами. И доски туда летели. Под доски что-нибудь да залетало. Строили-перестраивали. Приподнимались по чуть-чуть. Над тем, что выбросили или потеряли. Теперь вот находят. Слой тонок, верхняя его часть в XVII—XVIII веках использовалась под огород.

К удивлению коллег Алексей с помощниками добрался до материковой глины, подобрав по пути кое-что любопытное. Например, западноевропейскую пломбу, сорванную когда-то с ганзейского товара — ткани. Изображение, надпись — фирма! Целая серия свинцовых грузиков-утяжелителей, керамика, костяной цилиндр — своеобразный замок для связки пушнины, заготовки изделий из кости... По всей видимости, тут жили люди, сведущие в коммерции и ремеслах.

Мимо и в десятку

Что за возвышение чуть ли не посреди раскопа? Как постамент, вырезанный лопатой. Оказывается, со второй половины прошлого столетия там стоял дом (снесен в прошлом году) на двух хозяев. И туалета, соответственно, было два. И возобновлялись они не раз. Словом, археологи пощадили обоняние жильцов ближайших домов.

Самым распространенным предметом в позднейших наслоениях — у дома 1947 года постройки — оказались бескозырки. То есть пробочки от бутылок с сами знаете чем. Такими находками наука пока не интересуется. Предмет ее изучения — средневековые вещи. Детальное изучение, описания, отчеты — все впереди. Они говорят о том, о чем молчат летописи и книги.

Бревнышки, у которых мы стояли, общаясь с Алексеем, неизбежно превратятся в труху. Но своим расположением они уже подсказали, где когда-то проходила улица (или проулок). Кстати, совсем не так, как теперь.

Еще одно дополнение к пониманию средневековой топонимики. Страничка, абзац, несколько предложений — не суть. Археология — это назад, чтобы вперед.

Фото Владимира МАЛЫГИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА