Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Музей на обочине шоссе

Когда-то в каждой чудовской деревне было по поэту Кажется, трудно представить более неподходящее для Дома-музея Глеба Успенского место, чем деревня Сябреницы Чудовского района. Прямо у федеральной трассы. Большегрузы, автобусы, легковушки — ревет, свистит...

Когда-то в каждой чудовской деревне было по поэту

Кажется, трудно представить более неподходящее для Дома-музея Глеба Успенского место, чем деревня Сябреницы Чудовского района. Прямо у федеральной трассы. Большегрузы, автобусы, легковушки — ревет, свистит...

За этим старинным домом в ограде — березы, липы, несколько яблонь. Нынче антоновки там! И это умиротворяет, отвлекая от бурной жизни на асфальте.

При жизни писателя по дороге бегали лошадки. Пореже было движение. Ему тут нравилось. Он был счастлив, купив этот двухэтажный дом и с ним 11 с половиной десятин земли: «Для меня место огромное!».

Почему всё не так?

Не сказать, что литератор и публицист Успенский ныне забыт. Музей-то есть. Но в школьной программе Успенского нет. Хотя школьники в Сябреницах бывают.

Михаил Салтыков-Щедрин считал его самым необходимым человеком для журнала «Отечественные записки». Ценили Успенского Антон Чехов и Максим Горький. Вот как отозвался о его творчестве Владимир Короленко: «Это был сплошной вопль лучшей человеческой души, вконец истерзанной чужими страданиями и неправдой жизни».

Конечно, вопль, коль скоро Успенский видел, что «кругом беда, и горе, и грех». Причем усвоил себе такой взгляд очень рано. Свое первое крупное произведение «Нравы Растеряевой улицы» он написал в 23 года. В 50 лет стал пациентом Колмовской лечебницы для душевнобольных. Это была очень напряженная жизнь.

Однако не все так мрачно. Кроме бед и пороков, связанных, как представлялось писателю, с пореформенным капитализмом, будучи человеком наблюдательным, он подмечал и другие стороны народной жизни. Не случайно именно он прослыл родоначальником жанра частушки. Правда, самих частушек Успенский не придумывал. Но стал первым литератором, обратившим внимание на русские «куплеты». Он же ввел в обиход само название — «частушка». Опять-таки подслушанное в народе и показавшееся писателю наиболее удачным.

И так уж совпало, что его очерк «Новые народные стишки» увидел свет незадолго до того, как недуг стал явственно себя проявлять.

Статистика души

«Стишки» эти почти все были записаны в Новгородской губернии. Сам Глеб Иванович называл имевшиеся у него три тетради каплей в море — «в том несметном количестве произведений народного сочинительства в этом роде, которое неведомым путем создается неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне». И полагал, что частушки надо собирать с такою же тщательностью, как статистические сведения. Чтобы иметь точное представление о нравственной жизни народа.

Кабы знала, не ломала
Вишенья, не вызревши;
Кабы знала, не любила
Милого, не вызнавши.

Заметил Успенский и отличия, присущие разным слоям населения. Например, в губернии повсюду можно было встретить питомцев Воспитательного дома, сирот, брошенных детей. И тут уже не до любовной тематики.

Наши матки, дурочки,
Нас бросали в улочки;
Спасибо добрым людям —
Вскормили белым грудям!

Напрашиваются, однако, параллели. Не так ли?

Частушки донецких шахтеров также невеселы:

День и ночь мы со свечами
Смерть таскаем за плечами!

Чем мы вас обидели?

А теперь — в наш «параллельный мир». В нем тоже есть «новые народные стишки». За примерами ходить далеко не будем — возьмем наш чудовский край, облюбованный Успенским.

Чем, скажите вы, друзья,
Почту мы обидели?
Третий год уж почтальона
Мы в глаза не видели.

Это Анна Макарова из Сябрениц.

Или вот четверостишие жительницы Чудова Тамары Киселевой:

Голова моя — два уха,
Лучший друг её — склероз.
Принимай меня, старуха, —
«Гинкоум» ворчит под нос.

Получилось, как у Успенского. В том смысле, что он опубликовал «женские» частушки, а «мужских» привел лишь несколько, находя, что в творчестве представителей сильного пола преобладают мотивы измены, страсти к пьянству и деньгам.

Вспомним-ка о недавнем письме российских киномэтров в защиту русского мата в искусстве!

Не берусь судить, насколько ирония (самоирония) ныне главенствует в «женской» частушке. Но в материалах фестиваля «Живая творческая народная мысль», посвященного 170-летию со дня рождения Г.И. Успенского, — именно так.

Одинокая бродит гармонь

Инициатором фестиваля стал Чудовский филиал НГОМЗ.

— Мы задались целью привлечь внимание к творчеству и личности Успенского, ведь многие его произведения не утратили актуальности, — рассказывает заведующая филиалом Ирина СМИРНОВА. — Неприятно признавать, но это так. Жизнь и быт простого люда — тяжелая работа, удовлетворение простых потребностей, пьянство... При этом мы утрачиваем наши традиционные ценности. Нам бы больше петь, а не пить. А культура народного пения — дома, на завалинке — уходит. Вот и хотелось приподнять немного жанр частушки.

Идея была не нова. Еще в советское время чудовские культорганизаторы пытались навести мосты с композитором Геннадием Заволокиным, ведущим телепередачи «Играй, гармонь!». Но Заволокин тогда на приглашение побывать на родине частушки не откликнулся. Жаль, давно уже мог получиться хороший запев.

А получилось в 2013 году. Не на всю Россию, но и в своем кругу было хорошо. Нашлись и частушечники, и гармонисты. Хотя организаторам пришлось для этого не меньше усилий затратить, чем на подготовку проекта, чтобы претендовать на грант в рамках программы «Новгородика».

Но все это было, было, было... И?23muzei

Мы частушки вам пропели,
Лет на пять потом присели?

Октябрь на носу. Очередная годовщина рождения Успенского. Хорошего понемножку? Будет же и 175-летие, куда спешить?

По словам Ирины Смирновой, нет возможности сделать праздник ежегодным. Как водится, все упирается в деньги. Была идея совместить его с традиционной Успенской ярмаркой. Но районную администрацию это не вдохновило. Говорят, слишком сложно. Лучше просто торговать.

К слову, Успенская она потому, что главный храм в Чудове был Успенским. Не трудно догадаться, даже не читая биографии, что писатель-демократ происходит из священнического рода. Так что правильно поселился Глеб Иванович. Все к месту. Все карты в руки. Чтобы сделать, извините за выражение, бренд. Пока гармонисты не вывелись. И частушечники.

Правда, под них сегодня рэперы косят. Уже и рэп-частушки есть. Вряд ли Успенский услышал бы в них «животворные вечные неизменные звуки», доносящиеся будто из самых глубин народных. На частушках да на песнях русских мог вырасти в деревне Василий Шукшин. А на рэпе...

Здесь был...

Пусть не зовут пока на фестиваль, зато можно спокойно посетить дом-музей в Сябреницах. Мы вас напугали «трудными» повестями и судьбой Глеба Ивановича? Выбросьте дурное из головы!

Например, сотрудница филиала музея-заповедника Татьяна ТЫЧИНСКАЯ, напротив, любит там бывать и проводить экскурсии.

— Там больше дом, чем музей, — говорит она. — И в этом доме жила большая дружная семья. У Глеба Ивановича и Александры Васильевны было пятеро детей. Красивые, талантливые люди.

Это потом их судьбы сложились по-разному. И несчастливо тоже. Одна из дочерей, Вера, вышла замуж за Бориса Савинкова. Ее сына, Виктора, арестовали по «делу Кирова» и расстреляли. Фактически он ответил за отца. Хотя рос без него. Такая история, такая страна.

Не так представлялось будущее писателю Успенскому, переживавшему за народ и дружившему с народниками. Фигнер, Кибальчич, Желябов, Лопатин... Кажется, в доме на тракте перебывали все значимые персоны «Народной воли». Хотя сам Успенский по духу — обличитель, но вовсе не революционер.

Насилие для него было неприемлемо. Ему было жаль даже скошенной травы. Тем более он не разделял забав своего старшего товарища — поэта Николая Некрасова, в чьем журнале публиковался.

Некрасов, как известно, обожал охоту. А то бы и не было ныне в Чудове музея Николая Алексеевича. Некрасов был женолюб, а Успенский, обладавший наружностью, пленявшей дам, сознательно не извлекал из этого выгод. Некрасов — воплощение предприимчивости. Посвятив лиру народу своему, извлекал прибыль как из издательской деятельности, так и из винных заводиков. В нем это сочеталось. Успенский и тут — антипод. Непрактичен, безразличен к деньгам.

Сябреницы были тем местом на земле, где ему было хорошо. И работалось тоже хорошо. Здесь на основе наблюдений жизни крестьян и рабочих чудовских заводов родились такие произведения, как «Власть земли», «Живые цифры», «Петькина карьера», «Четверть лошади».

А теперь тут столько лошадок проносится! Хотя... Что такое трасса? Да та же частушка.

Чудовский район

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА