Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Звонкие деньки

В Великом Новгороде прошёл VI фестиваль «Звонарское вече»

Последний удар колокола — как последний аккорд. Звенит. Гудит. Затухает. Тает.

Спускаюсь с колокольни. Нет-нет, только понаблюдать напросился. Высока витославлицкая колокольня церкви Николы. Снизу что ты увидишь? А как все-таки люди управляют несколькими колоколами одновременно? И руки в работе, и ноги. Вот эта координация — она и есть самое трудное в искусстве звонаря.

У настоящего колокол — инструмент волшебный. Именно такие и собрались на новгородский фестиваль «Звонарское вече». Из Москвы, Петербурга, Вологды, Петрозаводска.

Два выходных дня. Три концерта: в кремле, на звоннице Софийского собора, в Юрьевом монастыре и в Музее деревянного зодчества.

И малиновый, и «берёзовый»

Новгородский концерт порадовал. Самих исполнителей — наших и гостей. Приятно же, когда несколько сот человек приходят послушать. Загородные звоны — это уже было, если так можно сказать, в обстановке более камерной.

— Будем объективны, — это Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ, звонарь Софийского собора. — Колокольный набор Юрьева монастыря пока далек от дореволюционного. Несколько лет назад появился колокол в полторы тонны весом. Замечательно! Но когда-то самый большой юрьевский колокол весил 2100 пудов. На Исаакиевском соборе — только 1600. Юрьевская колокольня была лучшей на Северо-Западе России. По легенде, в хорошую тихую погоду звук доносился до Старой Руссы.24mug

Правда, теперешние софийские перезвоны, после того как были подняты старые колокола, долго лежавшие на постаментах, подобно пушкам, явно прибавили в красоте и мощи. Это дружно отмечали участники фестиваля.

Андрей Васильев, учитель новгородских звонарей, исполнил в кремле даже фантазию на русские темы. «Во поле березка стояла» вполне узнаваема.

Хотя русские колокола предназначены преимущественно для ритмического, а не мелодического рисунка. Да и в Европе, где вообще-то к этому стремились, только в середине XVII века лучшие мастера научились отливать колокол так, что на слух звучание воспринималось как одна чистая нота. Появился корильон для исполнения чистых мелодий. Первый такой набор колоколов в Россию привез, конечно же, Петр I.

Фамильный стиль

— Что такое колокол?

— Это свобода, — отвечает Ярослав ТИМОФЕЕВ.

Он — новгородец. Здесь родился, здесь звонить учился. Но в последние годы живет в Москве. С его слов, именно в столице проходит самый крупный российский фестиваль звонарей. Целый месяц после Пасхи, переходя из района в район, они всякий раз озвучивают другие колокола. Ярославский фестиваль, предтеча новгородского, — в августе проходит — тоже великолепное событие. Там соединяют колокола с классикой.

— Представляете, наша национальная опера, скажем, «Борис Годунов», и живые колокола, — рассказывает Ярослав. — Звучит потрясающе!

— А свобода — это...

— Безграничные возможности. Есть колокола, есть ты. Вот и все. Да, существуют и определенные каноны. Но ведь ни один звонарь не звонит так, как другой. Если я кого-то знаю, то узнаю его и на слух.

Естественно, возник вопрос к Ярославу, кто это сейчас оглашает звоном «Витославлицы» — ведь разговор у нас шел там. Прислушавшись, он назвал своего вологодского однофамильца. И, как я вскоре убедился, угадал на все сто.

Музыкант, нейрохирург и археолог

Олег ТИМОФЕЕВ, держа в уме обратный путь, согласился-таки пообщаться с новгородской прессой.

— Все замечательно: музей великолепный, звон душевный. Я сегодня наш вологодский софийский звон играл. Наша колокольня уникальна, поскольку сохранила свой старинный набор колоколов. Еще одна особенность — целый штат звонарей. Нас там несколько человек. Одному просто не справиться.

— Вы какие колокола предпочитаете озвучивать?

— Все! Благовестные, подзвонные, зазвонные. Да звонарь и должен уметь играть на всех них.

— Как насчет музыкального образования?

— Желательно. У меня, допустим, оно есть. Но, кроме меня, на колокольне — нейрохирург, археолог, инженер... Шикарно звонят!

— Кто вы, так сказать, в миру?

— Артист Вологодской филармонии. Я и музыку люблю разную — джаз, блюз, духовную.

— А народную?

— А как же! Особенно северные наши песни.24niz

— Звонарь — это профессия или состояние души?

— Душа, конечно, тут главная она. Но вы же понимаете, что одним святым духом... Иногда нам помогают, в том числе городские власти. И это тоже влияет на состояние души. Улучшает его!

Похоже, Олег владеет не только гармонией звука. Разрешив для себя лично спор между духовным и материальным.

Возведи очи горе

А что скажут нам слушатели? Не зря говорят: сколько людей, столько и мнений. Свой беглый опрос я предпринял в Юрьеве. Обстановка располагала. Демократично так: кто стоя слушает, кто — сидя на травке. Монастырские деревья — вместо спинок кресел зрительного зала.

Вообще концерт звонарей смотрится. Публике поневоле приходится глядеть ввысь. Поверх всех сцен, какие можно себе представить. Ведь смотреть на колокольню — почти то же, что и на небо. Оно ясное, перезвон чист.

— Так хорошо! — отвечает мне гость города. — Хотя я атеист. Для меня звоны — отдельно, молитвы — отдельно. Надо работать, а народ наш привык уповать. По-моему, это к церкви православной вопрос.

Какие еще будут мнения? Наталья и Елена — дочь и мать — развивают тему о том, как вместе с этими звуками что-то незаметно, это невозможно ощутить, проникает в душу. И, наверное, останется там. Хотя бы на время.

Вот что сказала еще одна новгородка — Галина ПЕТРОВА:

— Это называется благодатью. Вот эти звуки и это состояние души. Это обязательно надо прочувствовать. Либо так. Либо в полном безмолвии, когда мерцает зажженная свеча. И сами собой приходят простые слова. Господи, да просветятся мысли мои и чувства. Да просветится все вокруг. Когда мы вместе слушаем колокол, мы учимся и слышать друг друга. В наше время, как мне думается, это самое главное.

* * *

А кто-то, возможно, пришел, надеясь на всевозможные целебные свойства, приписываемые колоколам. Дело хозяйское. Стоит кликнуть в Интернете — столько выскочит информации! Ясно, что колокол лечит от всего.

Коллеги-журналисты, пользуясь случаем, не забыли спросить звонарей и об этом. По логике вещей, тех, кто часто звонит с колокольни, уже можно к лику бессмертных причислить. А они шутки шутят. Мол, мы тучи разогнали, вам этого мало? В самом деле, на фестиваль да на нас с вами ни капли и не упало. И вообще, хорошие были деньки. Звонкие.

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА