Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Образ героя в филологии

В пятый раз кафедра русской и зарубежной литературы НовГУ организовала «Мусатовские чтения»

Чтения проводят в память о ярком, масштабном новгородском учёном Владимире Мусатове, исследователе поэзии XX века. На них приезжают литературоведы ведущих научно-исследовательских учреждений России: Института мировой литературы им. Горького, Института русской литературы, Пушкинского Дома, а также крупнейших вузов страны. Среди постоянных участников конференции — доктор филологических наук Юрий ОРЛИЦКИЙ, известный московский стиховед. С ним корреспондент «НВ» поговорила о творческом наследии, оставленном Мусатовым, и о том, что можно считать настоящей литературой.

— Юрий Борисович, уместно ли вообще говорить о качественной и некачественной литературе?

— На этот счёт существуют две полярные точки зрения. Некоторые мои коллеги говорят о том, что надо заниматься только классикой. И для появления такой концепции имеются несколько причин. Так, в советское время боялись анализировать творчество ещё живущих авторов, а то вдруг эти писатели — невыявленные враги. И мало ли что они выкинут, например, дадут интервью для какого-нибудь западногерманского журнала. Но есть глубинная психологическая причина. Она заключается в том, что многие люди, которые занимаются филологией, не очень уверены в своём вкусе. Образно выражаясь, напишешь статью про некоего Иванова, а он окажется плохим писателем.

— Но обладание тем самым вкусом, как мне кажется, должно быть среди профессиональных качеств филолога.

— По идее так. Но в действительности имеется много филологических «тёток», которые мало понимают предмет, который они преподают. Более того, он им не интересен, соответственно, они не развиваются как профессионалы. На самом деле значительных фигур в филологической науке не так много. Как личности они представляют собой огромный интерес. Через них продолжаются литературоведческие традиции. Владимир Васильевич Мусатов был одним из них. Возможно, в силу того, что он жил не в столице, работал в вузе, т.е. постоянно видел перед собой несмышлёных детей, в нём была развита популяризаторская, в хорошем смысле слова, жилка. Он мог заинтересовать и заразить студентов своими увлечениями. Между тем о нём знали далеко за пределами университета и Новгорода. Поскольку его книги читали, их цитировали, на них ссылались.23pisat

— Тогда, как можно было бы закончить предложение, которое бы начиналось со слов: «Значение исследовательских работ Владимира Мусатова...»?

— Я скажу проще: благодаря Мусатову несколько тысяч человек знают и интересуются поэтами Серебряного века. Он занимался его первыми величинами: Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Блоком. К слову, в Пушкинском Доме любят пользоваться ужасной формулировкой — называют Пушкина «кормильцем». Подразумевая, что там получают зарплату за изучение Пушкина. А я считаю, что всё ровно наоборот. Пушкин должен быть благодарен тем, кто исследует его творчество. Не было бы их, и про него давным-давно бы забыли. Кто «кормилец» — ёще большой вопрос.

— Как бы вы охарактеризовали «Мусатовские чтения»?

— То, что стали проводить конференции в память о Владимире Васильевиче, является счастливым и вполне закономерным стечением обстоятельств. Его не забыли коллеги, ученики. В проведении чтений заинтересованы его близкие и родные. Нынешние мне были любопытны тем, что на них собралось много людей, которые никак не связаны с Владимиром Васильевичем: не близки с ним по научным интересам, не знакомы с ним лично. С одной стороны это хорошо — вольно или невольно его имя, труды начнут популяризировать. Но одновременно это чревато и определённой косностью: может случиться так, что участники конференции, отправляясь на неё, не будут знать, в честь кого она проводится.

— Вспоминая Владимира Мусатова, по моему мнению, невозможно не затронуть тему: а что, собственно, из себя сегодня представляет поэзия? Она — удел избранных или, напротив, её следует двигать в массы? Тем более что именно дочь Владимира Васильевича, Елизавета Мусатова, выступала одним из инициаторов проведения в Великом Новгороде конкурсов чтецов — стихобаттлов.

— То, что проводятся подобные конкурсы, — это здорово. Единственное, что название неуклюжее. В этимологическом смысле слово, которое представляет собой смешение частей слов из русского и английского языков, не есть хорошо. Начинающему поэту важно не замыкаться и не считать себя самым великим. Но чаще всего так и происходит. А вообще, поэт должен больше читать. В советское время было убеждение: поэт должен иметь жизненный опыт и не читать никаких авторов, чтобы они не оказывали влияния на его творчество. Кстати, такая установка пропагандировалась и в литинститутах — не надо ничего знать, изобретайте сами. В результате изобретали велосипеды в огромном количестве.

— И почему такой опыт неудачен?

— Можно в учебных целях проходить путь, который в литературе проделывали предыдущие поэты. Но не более. У нас есть множество авторов, остановившихся в 20-е годы, 30-е годы. Как правило, в любительской литературной среде так и происходит. В 70-е годы был случай: один, видимо, «умный» и хитрый человек на конкурс журнала послал свои стихи. И вставил в них стихи Александра Блока. Ему прислали ответ, что стихи у него слабые. Естественно, автор возмутился. Но мораль истории в том, что не нужны сейчас стихи, написанные, как у Блока, у Пушкина, у Бродского. Их стихи находятся уже в истории. А быть похожим на кого-то другого — это самое ужасное ощущение.

— Как тогда можно выделиться?

— Все стихи на самом деле на три темы: любовь, природа и патриотизм. Они отличаются только формой подачи данных тем. У поэтов и XVIII, и XIX веков появляются сюжеты из древнегреческой литературы. Но поэзия должна соответствовать интересам и пониманию тех, на кого она ориентирована. Впрочем, сразу замечу, поэт всё-таки должен писать для себя, а не для кого-то.

— Но вот даже на уроках литературы ученикам даётся задание: поразмышляйте над миссией поэта.

— Попытка заставить поэзию выполнять социально-политические функции — вещь сомнительная и опасная. Если я следую курсу партии и правительства — значит, и мои стихи хорошие. Все должны меня читать. И получалось, что поэты даже не бесталанные ломали свой талант. А Мусатов как раз писал о тех, кто не подстраивался и не изменял себе.

— А как думаете, сегодня можно обнаружить величины, подобные поэтам Серебряного века?

— Они будут обязательно. Но в их поиске должна присутствовать презумпция того, что их стихи замечательные. Сначала признать это, а уже потом начать их анализировать.

— Этот год объявлен Годом литературы. Какими, по вашему мнению, будут его главные результаты?

— С моей точки зрения, все года должны быть годами литературы. Сама по себе идея прекрасная. Но с другой стороны: как может быть год без литературы? Хорошо, что чиновники начали думать о ней и стали выделять деньги на различные мероприятия. Но их нужно проводить всегда, поскольку без литературы общество придёт к своему концу.

Фото с сайта moi-portal.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА