Как Старая Русса встретит «Братьев Карамазовых»?
Мечта музейщиков создать литературную экспозицию по роману Достоевского становится реальностью. Проект Новгородского музея-заповедника стал одним из победителей конкурса, проводимого Всемирным банком реконструкции и развития в области сохранения и использования культурного наследия России. Выделен грант в размере 15 млн. рублей. Срок исполнения проекта — 2018 год.
До первых экскурсий остались неполные три года. Немного, на самом деле. Обещанного не столько ждали. Еще с того времени, как был открыт филиал музея-заповедника — Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. А это было в 1981-м.
— Почти сразу же был поднят вопрос об отдельной литературной экспозиции, — вспоминает директор филиала Наталья КОСТИНА. — И совершенно к месту: тогда был настоящий туристический бум. Но в России надо жить долго...
В стиле ампир
В 1985-м музею-заповеднику передали историческое здание, находящееся в нескольких минутах ходьбы от дома Достоевского. Там сейчас расположен научно-культурный центр. Там, на втором этаже, и разместится будущая экспозиция.
Счастье, что отстояли здание в 1990-е — хватало желающих «прихватизировать». И саму идею, подав материалы на имя Ельцина, который концепцию утвердил. А в 1999-м государство выделило-таки деньги на капитальный ремонт. Сегодня научно-культурный центр располагается в одном из лучших исторических зданий города. И редких даже в областном масштабе. Поскольку мало что сохранилось из построенного в стиле ампир.
Оно было построено в начале XIX века генералом Фаворским. Затем он продал его Беклимешевским. В 1917-м представители купеческой фамилии — что значит предпринимательское чутье — продали дом некоему крестьянину. Интересные, однако, встречались крестьяне при проклятом царизме. В смысле платежеспособности. Но этот покупатель крупно просчитался: через год государство дом у него реквизировало.
И никаких гвоздей!
Тоже история, правда, буквально к роману Федора Михайловича не относящаяся. Ведь писатель именно этот дом никак не увековечил. Но ведь он был! Когда Достоевский гулял по набережной. В отличие от угнездившихся там ныне коттеджей...
Грант предполагает траты только на создание экспозиции. Что она будет из себя представлять? Книги, газеты, фотографии. Мультимедийное оборудование. Ну и так далее. Придет время — увидим.
Предстоит воссоздать антураж эпохи. Что-то для этого есть, что-то надо реставрировать. Например, мебель.
Ни одного гвоздя, ни грамма краски — все ремонты и переделки грантом не предусмотрены, это возможно только за счет самого музея-заповедника. И он к этому готов.
В самых общих чертах задача экспозиции состоит в том, чтобы отражать жизнь писателя, его героев, реальных людей — современников Достоевского, а также самого города.
Писатель смотрел, узнавал, осмысливал. И использовал. Скажем, в романе упоминается некий Фонзон — убитый в «блудилище» и в заколоченном ящике отправленный в Москву. Прототип он или нет, но обладатель такой фамилии в Руссе был, известный своей любвеобильностью и тем, что был венчан семь раз.
Геси и беси
Материалов на тему «Достоевский и Старая Русса» — пласты. Сам факт проживания большого человека не мог не оказывать заметного влияния на маленький город.
Можно проследить любопытные исторические параллели. Взять, к примеру, 1878 год. В Старую Руссу была выслана агент «Народной воли» Геся Гельфман. Тем временем связанный с этой революционной организацией офицер Дубровин трудился в Старой Руссе над практическими пособиями как сподручнее убивать. Отработал темы стрелкового оружия и ядов. Кстати, в городе был случай массового отравления в офицерской столовой. Господином-террористом заинтересовались. При задержании он отстреливался, потом бросился на жандармов с кинжалом. Петропавловка, расстрел.
Достоевский из Старой Руссы послал письмо Победоносцеву — известному государственному деятелю консервативного направления — с рассуждением, кто таковы современные молодые люди, желающие переделать Россию на новый манер.
Роман «Бесы» был написан им еще в 1872-м...
«Братья Карамазовы» — роман последний. Федор Михайлович совсем немного не дожил до 1 марта 1881 года, дня цареубийства. Современный исследователь творчества Достоевского Игорь Волгин допускает, что во второй книге Алеша Карамазов мог стать террористом.
— Когда я рассказываю об этом на экскурсиях, — говорит Наталья Костина, — то слушатели нередко встречают такое допущение в штыки. «Мы не позволим вам делать Алешу убийцей!». Но позвольте, мы — народ, дважды убивавший своих царей. А последнего императора — вместе с семьей, детей не пощадили.
Без образа
Будущая экспозиция — это, конечно же, и сам город, с его улицами и домами. Роман накладывается на карту. И довольно удобно: целый ряд объектов показа расположен поблизости. Дом Грушеньки. Лавка Плотникова. Трактир «Столичный город» — там Иван рассказывает Алеше легенду о великом инквизиторе. Гимназия, где учились мальчики. Соборная колокольня. Речка Малашка.
И вместе с тем — неудобно. Показывать. Сегодня дом Грушеньки безобразен. И если бы только он. Невеселая картина открывается глазу рядом с домом-музеем. Здание с охранной табличкой на фасаде разрушается. Несколько лет назад оно обезлюдело. Некий москвич на свои средства выкупил в городе несколько старинных домов, расселил жильцов. На том пока и остановился.
— Я — оптимист, город обязательно преобразится, — уверена Наталья Анатольевна. — Только очень желательно, чтобы это происходило быстрее, чем сейчас.
Что же, до 2018 года время еще есть. И это точно короткий срок. Не хотелось бы, чтобы после открытия экспозиции по роману Достоевского у туристов возникали некоторые совершенно нелитературные аналогии. Будто при жизни Федора Михайловича если не весь город, то достаточно многое в нем, наверное, выглядело привлекательнее, чем теперь.
Владимир БОГДАНОВ (фото)