Трудная и счастливая дорога художника Вячеслава Маркелова
В творческую мастерскую новгородского художника Вячеслава МАРКЕЛОВА, что располагается в областном центре на тихой Оловянке, двери открыты для всех: и для заказчиков, и для просто любопытствующих. Хозяин каждого встретит гостеприимно.
Жил-был художник один
Вячеслав Анатольевич окончил художественно-графическое отделение педагогического института имени Герцена, будучи очень взрослым человеком, когда ему было за тридцать. «Что-то свербило внутри: нужно обязательно получить профессиональное образование, — признается он, — поскольку без него всё будет как-то несерьёзно».
А живопись его увлекла, когда он был ещё ребёнком. Одно из детских воспоминаний — как его, трёхлетнего малыша, вытаскивают из-под кровати всего перемазанного масляными красками. Под кроватью отец — профессиональный художник — хранил свои тюбики.
Как само собой разумеющееся Маркелов-младший воспринимал своё присутствие на пленэрах, выставках, творческих встречах, которые проводились при участии отца. Поэтому, когда пришло время определиться с профессией, сомнений у юноши не возникло.
Из своей родной Новосергиевки (Оренбургская область) он отправился в Волгоград. Но опоздал. К его приезду вступительные экзамены по живописи и графике уже состоялись. Что делать? Не возвращаться же домой!
Расстроенный подал документы в Волгоградский инженерно-строительный институт. В результате архитектор из него не получился, зато получился инженер-механик строительно-дорожных машин и оборудования. Такой вот прозаический поворот. Между тем этюдник, карандаши, кисти никогда не бросал.
— По распределению меня направили в Новгород. Это было в 75-м году. Признаюсь, о городе знал мало. Но сразу поразила его архитектура. Уже в первые дни вышел рисовать этюды церквей, — рассказывает Вячеслав Анатольевич. — А работать стал в Мостостроительном управлении, которое занималось ремонтом и строительством переправ по всей области.
Реставрация как она есть
Есть выражение, что не стоит бежать от собственной судьбы — всё равно не уйдёшь. Возможно, так оно и произошло с Маркеловым. Из управления он перевёлся в автотранспортное предприятие, которое, кстати, через некоторое время и возглавил. Но его промышленная и художественная жизнь продолжали существовать неразрывно. Ещё в советские годы он организовал в Новгороде свою персональную выставку. В те времена это разрешалось далеко не всем профессиональным художникам.
Живописец припомнил, как в один из дней её работы в галерее появились туристы-иностранцы. Восхищенные его зарисовками достопримечательностей древнего города, они захотели их тут же купить. Но работников выставочного зала их желание изрядно напугало. От греха подальше иностранцам отказали. Впрочем, Вячеслав Анатольевич никогда особо искусством не зарабатывал.
— Мне неловко продавать свои работы. Я их раздариваю. К сожалению, труд художников в России остаётся недооценённым. «Как хорошо, как замечательно», — говорят люди на выставках. И не более... Но это — себя не уважать, если семья будет в чём-то нуждаться, а я в это время творю.
Он был знаком с выдающимися новгородскими архитекторами-реставраторами Григорием Штендером и Леонидом Красноречьевым. До середины 90-х Маркелов работал вместе с ними в Новгородской реставрационной мастерской. В те годы мастерская занималась реставрацией Софийского и Знаменского соборов, восстанавливала разрушенный в годы Великой Отечественной войны Хутынский монастырь, на месте стен которого были лишь земляные холмики.
Когда началась расчистка обители, строители нашли бутылки старого вина, по всей видимости, они принадлежали немцам, державшим в ней оборону.
— Вино пробовали? — интересуюсь.
— А как же! Правда, на вкус — ничего особенного. Но и не отравились, — с улыбкой ответил Маркелов.
Бройлеры и живопись
В среде новгородских художников его фигура стоит особняком. Целиком и полностью посвятить себя живописи он смог только тогда, когда исполнил хорошо известный житейский императив: посади дерево, воспитай детей (их у него трое), построй дом.
К музе шёл извилистым путём. В 90-е стал генеральным директором... птицефабрики в Божонке. Чтобы продукция его предприятия смогла конкурировать с ножками Буша, требовалось возродить технологию составления правильного питания для птицы. Комбикормовая промышленность в стране тогда была полностью уничтожена.
— Было тяжело, денег не хватало. Не поверите, когда вставал вопрос: пускать их на заработную плату или купить трубы, чтобы быстрее запустить производство, коллектив выбирал второе.
...Два года назад он вступил в Союз художников России, но не в Новгородское, а в Московское отделение. Он состоит в Московской ассоциации педагогов-художников «Пленэрия».
Маркелов пишет в жанре реализма. Сюжеты картин просты и безвременны. Наверняка изображённое было и будет. Такие они — отечественные сельские пейзажи.
— Каждая картина становится для меня болезнью. От неё я могу вылечиться, только закончив работу, — поделился он. — По моему мнению, лучшей может считаться та картина, на которой отдыхает взгляд.
Вячеслав Маркелов уверен: как артисту необходима сцена, так и художнику — место, где бы он смог показать свои полотна. Поэтому солидную часть площади своей мастерской отвел выставочному залу.
Другие измерения
Сейчас там экспонируются картины участников проекта «Другое измерение» — пациентов областной психиатрической больницы. В общем-то, многие новгородцы наслышаны об «Измерении». Картины авторов, для которых занятие творчеством становится ещё и методом лечения, впервые были выставлены в 2003 году в кремле, когда там существовала арт-галерея.
Экспозиции проекта стали регулярными, но постоянную прописку им дал Маркелов. В мастерской на Оловянке вместе с работами тех, кто идёт к выздоровлению с помощью искусства, висят полотна профессиональных художников. Собственно, это уже и не мастерская, а галерея. Зрителю будет интересно познакомиться с разными видениями мира. Тем более что ничего пугающего ни в одном из них не обнаруживается.
— Мне всегда хотелось поддержать своего друга доктора Николая Кузнецова, который является вдохновителем и автором «Другого измерения». Его дело — нужное и хорошее, и оно даёт результат, — сказал Вячеслав Анатольевич. — Но не надо забывать, что живопись полноценна тогда, когда разнообразна. Когда моя работа почти соприкасается с чужой, мне это позволяет заняться самокритикой. Думается, ну вот, ухватил главное, а в сравнении с другими полотнами вдруг приходит понимание, что ты к этому даже не приступал. К тому же галереи помогают художникам разобраться, что хочет видеть собственно народ.
Как его коллеги отреагировали на предложение присоединиться к проекту? По-разному. Кто-то посчитал, что это слишком низкая планка. Кто-то, напротив, не высказал никаких предубеждений по поводу того, что его работы окажутся в одном ряду с любительскими.
Художник Маркелов пока не строит долгосрочных планов относительно своей галереи. Не исключено, что если он не почувствует к ней интереса со стороны публики, то и закроет. А возможно, она перерастёт в какой-то другой, более масштабный проект. Иногда стоит просто довериться судьбе.
Фото Владимира БОГДАНОВА