или Чем закончится очередной поход Леонардо Ди Каприо за «Оскаром»
Сейчас разве что самый ленивый киноман не гадает: дадут Ди Каприо заветную статуэтку или опять, в шестой раз, прокатят? Думал ли об «Оскаре» Леонардо, соглашаясь на роль легенды Дикого Запада — охотника и проводника Хью Гласса, прожившего несколько лет среди индейцев? Конечно, думал, ведь команда создателей — звездная: у режиссера Алехандро Иньярриту — «Оскар», у оператора Эммануэля Любецки — два. К тому же к мечтам о высшем признании склонял и сценарий, написанный под главного персонажа и нескольких его оттеняющих.
Нельзя было Ди Каприо пройти мимо этой ленты. Он и не прошел.
О том, что «Выживший» выдвинут на соискание премии, стало известно 14 января — в день премьерного показа картины в Лондоне, на котором присутствовал актер. Глядя прямо в камеру, номинант, глазом не моргнув, как на духу признался, что очень взволнован: «Получить признание такого рода — большая заслуга, особенно когда ты настолько серьезно относишься к тому, чем занимаешься. Это кино отняло почти год моей жизни, а у Алехандро — три или четыре года. В этом фильме мы сделали все, что было в наших силах, будучи полностью сконцентрированными на успехе».
Насколько успешным признает этот проект жюри (12 номинаций на «Оскар»), мир узнает 28 февраля в ходе 88-й церемонии вручения премий Американской киноакадемии. Ну а пока фанаты голливудской звезды поют ему и его суровому герою оды, критики зубоскалят по поводу очередного забега Ди Каприо за медалями, азартные киноманы делают ставки...
Что касается меня, то признаюсь: два с половиной часа высидела с трудом. Историю того, как изувеченный медведем человек заставил себя вернуться к жизни с одной лишь целью — отомстить предателю и убийце своего сына, как выстоял в условиях дикой природы и враждебного племени индейцев, преследующих его, можно было сократить без ущерба для картины.
Съемочный период занял девять месяцев. Так много времени потребовалось не только из-за суровых погодных условий, но и потому, что режиссер и оператор ради большего реализма снимали только при естественном освещении. Поэтому понятно их желание показать дыхание леса и воды, кружение верхушек деревьев, нападение индейцев и приходящие в движение ветви, кроны, небо, горы, снег.
Что касается самого Ди Каприо, он действительно сросся со своим персонажем. В кадре человек, преодолевший себя, победивший природу, бросивший вызов кровожадным индейцам, настигший убийцу сына. Человек, которому не страшно умирать...
Но два с половиной часа слежения камеры за героем, которым движет лишь месть? В чем смысл фильма? В том, чтобы убить и умереть самому (к слову, картина заканчивается на темноте, в которой слышно лишь тяжелое дыхание Гласса)? Кино про выживание в условиях дикой природы много.
Навскидку приходят сразу две очень неплохие голливудские истории: «На грани» 1997 года с Энтони Хопкинсом и Алеком Болдуином в главных ролях и «Изгой» 2000 года (в главной роли — Том Хэнкс). Сторонники «Выжившего» говорят, что фильм сделан как вестерн, а данный жанр сейчас почти забыт. Дескать, это выгодно отличает его от подобных картин. И, по мнению фанатов Леонардо, этот факт критики Американской киноакадемии просто не имеют права не отметить.
Что касается темы выживания в экстремальных условиях, то, может, для США и Запада она — и кладезь для творческого поиска, а для нас — вполне обычное явление. Читаю сейчас роман «Воля вольная» Виктора Ремизова. Время действия — сегодняшняя Россия, место действия — глухие поселки Дальнего Востока. Вот уж где во всей своей необузданной красе дикая природа и... мужики, для которых такая жизнь — за счастье.
* * *
Стоит ли давать Леонардо Ди Каприо «Оскара»? Думаю, можно за мужество и отвагу, проявленные на съемках фильма. И еще за упорство, с которым он много лет идет к этой цели.