Новгородская версия «Дон Жуана» пришлась зрителям по вкусу
Произведений, посвященных знаменитому соблазнителю, в мировом искусстве столько, что вряд ли удастся назвать их точное число. Литература, музыка, кинематограф много раз брались раскрыть образ Дон Жуана, гордого испанского аристократа, который посвятил жизнь поискам чувственных наслаждений и без стеснения нарушал нормы морали. Казалось бы, что тут еще можно сказать нового?
Однако оригинальный вариант трактовки характера этого неоднозначного персонажа представил Новгородский театр драмы. Спектакль по пьесе Анатолия Крыма «Дон Жуан. Версия» был впервые показан публике в воскресенье, 6 марта. Ставил его режиссер из Санкт-Петербурга Борис Гуревич, которому прежде уже доводилось рассказывать зрителям историю знаменитого грешника: в 2011 году в Омске он создал спектакль «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» по пьесе Макса Фриша.
Надо сказать, омский Дон Жуан был вовсе не похож на своего двойника из Новгорода. Первый в начале спектакля предстал перед публикой молодым человеком, которого женщины вовсе не интересовали: его мысли занимала наука. Второй появляется уже пожилым. Этому Дон Жуану больше 60 лет, но, несмотря на почтенный возраст, он все равно продолжает кружить головы прекрасным дамам.
Вот только с последней незадача вышла: муж красотки, застав ее в объятиях Дон Жуана, пришел в ярость и серьезно ранил соблазнителя. После этого Дон Жуан, узнавший от врача, что жить ему осталось не больше одного дня, решил исповедаться. Никто из церковной братии не хотел входить в дом старого грешника, и только один молодой монах согласился нанести ему визит. С этого и начинается спектакль.
Сама идея ретроспективного показа жизни героя не нова. Я, правда, навскидку не вспомню, использовался ли прежде такой прием в отношении Дон Жуана, зато могу сказать, что в 2005 году вышел британский мини-сериал, посвященный другому знаменитому соблазнителю, — «Казанова». Завязка сюжета была весьма похожа на ту, что использована в пьесе «Дон Жуан. Версия»: пожилой распутник, растерявший большую часть своего лоска, но не утративший умения красиво говорить, рассказывал истории из своей жизни молодой слушательнице — служанке...
Впервые прочитав описание новгородского спектакля, я думала, будто увижу на сцене примерно то же, что уже видела на экране: череду веселых приключений и любовных историй, приправленных юмором. Но наш Дон Жуан, в отличие от солнечного беспечного Казановы, — персонаж трагический. Женщинам он оставляет не приятные воспоминания, а ненависть к себе. В новгородском спектакле это сумели уловить и показать.
Дон Жуан в исполнении заслуженного артиста РФ Анатолия Устинова вышел человеком сложным, сотканным из противоречий, одновременно уставшим от жизни и жаждущим прочувствовать ее как можно полнее. Актеру удалось показать главное: темное обаяние героя, которое и притягивало к нему дам.
Афиша подает новгородскую постановку как «Уроки любви в двух актах». Точнее определить жанр пьесы и впрямь затруднительно. Это не комедия в полном смысле слова, хотя забавных диалогов тут хватает. Это и не трагедия, хотя пьеса, начинающаяся с подготовки главного героя к смерти, по определению не может обойтись без показа мрачных сторон существования. Необычность постановки в том, что историй о любовных похождениях Дон Жуана здесь, по сути, почти нет. Сам герой называет слухи о себе сильно преувеличенными и рассказывает больше не о конкретных случаях из своей биографии, а об отношении к прекрасному полу в целом.
Еще один оригинальный ход — в спектакле задействованы всего четверо персонажей. Сам Дон Жуан, его слуга Лепорелло, молодой монах да девушка, дочь той самой доны Анны, о которой в свое время еще Пушкин писал в «Каменном госте» — вот и все. При таком количестве действующих лиц создать драйв и напряжение сложно, а потому первые полчаса спектакль ощутимо «провисает», происходящее на сцене кажется затянутым и скучным. Однако надо отдать должное актерам и режиссеру: чем дальше, тем больше постановка набирает обороты.
К концу первого действия за героями уже следишь с неподдельным интересом, а бодрые музыкальные вставки только добавляют драйва. Не раскрывая всех секретов персонажей, скажу лишь, что каждому из них найдется чем удивить зрителей. Стоит разрешиться одной интриге, как возникает новая, и это, без сомнения, нужно записать в достоинства пьесы.
Отдельно стоит отметить удачную работу художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Марии Брянцевой. Несмотря на малое количество занятых в спектакле актеров, он совсем не выглядит камерным. Грамотное использование сценического пространства позволило придать постановке размах, расширить границы происходящего. Лаконичные декорации-символы подчеркивают суть действа и в то же время не отвлекают от главного — эмоций и пластики актеров.
Учитывая все это, можно, пожалуй, говорить о том, что у театра драмы получилось создать спектакль, который заслуживает серьезного внимания. Это, кстати, вторая удачная премьера подряд: предыдущая постановка, «Таланты и поклонники», тоже удостоилась благосклонной реакции зрителей. Остается верить, что тенденция сохранится и в будущем.
Фото с сайта friends-torrent.com