В Музее художественной культуры реконструируют СССР
Кумач, радостные массы трудящихся — это не вся советская эпоха. Цветы росли такие же разные, как теперь. И художники отображали мир во всех его красках, не обязательно соответствуя политесу.
Сергей БОГДАНОВ, директор Музея художественной культуры Новгородской земли, предлагает «посмотреть на Кондратьева».
В центре — распятие, по обе стороны от него — какие-то растерянные фигуры. Сразу бросается в глаза та, что слева. Темная серость в костюме и с портфелем. Может, председатель чего угодно, может, «партейный». Маленький человечек тщится что-то понять и не может.
Дмитрий Кондратьев написал «Слепцов» в 1971 году.
— Как вы думаете, могла картина в то время быть выставлена на обозрение публики? — директор не ждет от меня ответа.
А я не спрашиваю его, когда публика увидит ее сейчас. Оцифрована, занесена в базу компьютера, но в фондах музея ее нет. Комиссия, занимающаяся отбором работ для закупки, должна учитывать размер бюджета, не только художественные достоинства.
Есть и третий критерий — историчность. Ленин, произносящий пламенную речь с броневика, — образ так же оригинален, как бесчисленные изваяния Ильича. Музей, однако, картину приберег. Как и «Арест контрреволюционеров в здании Новгородской Думы».
Даже нейтральный пейзаж — это тоже факт. Может, там, где художник видел у живописного изгиба реки милые его сердцу простенькие домики, теперь — домищи. Их кто-нибудь рисует?
Наконец сами краски как фактический материал.
— Например, если всмотреться в картины Владимира Рябова, то легко заметить, что накануне всех наших глобальных «перестроек» у него преобладают мрачные тона, — говорит Сергей Богданов. — Еще ничего не случилось, а художник уже что-то чувствовал. И у многих так.
Словом, советский период — огромный пласт. Этот музей и создавался прежде всего с целью сбережения, изучения и популяризации художественной культуры не прошлых веков, а века. Наряду с продвижением творчества ныне здравствующих новгородских художников. Нынешний апрель для него — уже 21-й. За прошедшие годы накоплено 7 тысяч единиц хранения, из них порядка 3 тыс. составляет основной фонд — картины, акварели, эскизы... Есть немало работ, подаренных художниками.
И вот встал во весь рост вопрос о том, что для дальнейшего пополнения коллекции пора расширяться. Ответ, как ожидается, будет получен в конце лета или с началом осени. Благодаря тому, что Всемирный банк удовлетворил заявку музея, начата реконструкция имеющихся помещений.
Сейчас ремонтируется второй этаж. По завершении полезной площади для хранения и экспонирования станет значительно больше — как минимум в полтора раза. Хватит места и периодическим выставкам, и постоянной экспозиции, и даже Ленину с его броневиком.
Есть еще пара хороших новостей. Это предстоящая реконструкция Путевого дворца в Коростыни (памятник числится за музеем художественной культуры), опять-таки на средства, выделяемые Всемирным банком. А также стартовавшее обустройство творческой мастерской — рядом с музеем фарфора, открытым в Десятинке три года назад. Жизнь налаживается, культурно говоря...