В Музее кино готовится выставка, посвящённая космонавтике
Всё-таки не случайно личные вещи академика, испытателя космической техники Станислава Язвинского оказались в новгородском Киномузее. Хотя его создатель научный сотрудник НГОМЗ Валерий РУБЦОВ объясняет данное обстоятельство удачей. И тут же стучит по деревянному столу, дескать, удача тоже знает, к кому следует приходить.
Космическая одиссея
Некоторое время назад через Интернет к Валерию обратилась молодая женщина с предложением: не хочет ли он приобрести старенький чехословацкий 16-миллиметровый кинопроектор 50-х годов. Барышне агрегат достался в наследство от дедушки. Но ведь подобная аппаратура в доме обыкновенных советских граждан стоять ну никак не могла. Рубцов заинтересовался происхождением предмета.
В переписке быстро выяснилось, что именно с этого кинопроектора отсматривали киноленты на Байконуре. Скорее всего, учитывая компактность установки, для узкого круга лиц на нём крутили фильмы «для служебного просмотра». А принадлежал проектор свидетелю тех самых исторических запусков звёздных кораблей, подчинённому Сергея Королёва, другу Юрия Гагарина Станиславу Гавриловичу Язвинскому. Весной 1960 года он знакомил будущих космонавтов с устройством корабля «Восток».
В музей к Рубцову были также переданы фуражка ветерана космонавтики, шестиминутная лента «Полёт Гагарина» Центр-научфильма, добротно упакованная в круглую металлическую коробку. Коллекция пополнилась двумя кожаными планшетами Язвинского, открытками с автографами лётчиков-космонавтов Павла Поповича и Константина Феоктистова, а также собранием книг по истории космонавтики. Примечательно, что, кроме художественной литературы, в него вошли научно-технические монографии. Так, в одной из брошюр, выпущенной тиражом всёго-то в 500 экземпляров и щедро иллюстрированной схемами и расчётами, говорится про создание американских космических аппаратов 60-х годов. Ого-го! Да это ж практически находка для... Между тем советские издатели сухо поясняли, что сведения взяты из открытых источников иностранной печати.
— Внучка Язвинского долго со мной беседовала о том, как я собираюсь использовать его вещи. Ей было важно, чтобы они не просто хранились в частной коллекции, а нашли своё место на выставках. Таким образом, память о её деде продолжала бы жить, — сообщил Валерий.
Магнитофон Гагарина
Среди новых экспонатов — хорошо сохранившийся переносной (как мы привыкли классифицировать) магнитофон Sony. Техника была подарена Язвинскому Гагариным. Историю о том, как она попала к первому космонавту, Рубцов не так давно прочитал в воспоминаниях одного из сотрудников советского посольства в Японии. Тот в 1963 году сопровождал Юрия Гагарина, а по большей части приглядывал, во время его визита в Страну восходящего солнца.
Космонавту захотелось посетить магазин, где продавалась различная техника. Там, узнав, кто к ним пришёл, решили подарить ему целую машину своих товаров. Возможно, дело было не только в восхищении личностью космонавта, но и в маркетинге: японцы рассчитывали таким образом привлечь внимание к своей продукции. Все в мире захотят купить такую же модель, как у первого полетевшего в космос человека. К слову, в 1996 году этот самый магнитофон был выставлен на продажу в нью-йоркском Sothebys в рамках аукциона Russian Space History. О чём свидетельствовал обнаруженный Валерием талончик с номером аукциона. К счастью, зарубежные коллекционеры вещью не заинтересовались, и она осталась на родине.
Уже в наши дни предметы академика Язвинского составят костяк новой передвижной экспозиции. Название ей, кстати, придумано — «Прикосновение к звёздам».
— Выставка расскажет прежде всего о тех людях, которых по настоящему можно считать звёздами, кем страна гордилась и будет гордиться. Она о первом отряде космонавтов, которые летали на кораблях «Восток» и «Восход», — рассказывает Рубцов. — Люди назовут, кто были первый и второй космонавты, а кто полетел третьим, четвёртым, пятым и так далее, точно не знают. Ликбез в области космонавтики необходим, особенно детям. К сожалению, на уроках сейчас им точно не расскажут о том, в каких условиях проходили первые полёты в космос. А в следующем году, кстати, будет отмечаться 60-летие первого запуска искусственного спутника.
Поход на Луну
Своё путешествие выставка начнёт по новгородским школам. Как показал предыдущий опыт Рубцова, когда он отправился к детям со своим проектом «Кино войны», в рамках которого шло знакомство со старинными камерами и кинопроекторами отечественного и зарубежного производства, а также фильмами и фотографиями, снятыми фронтовыми корреспондентами, интерактивные экспозиции очень даже нравятся школьникам.
Кинокамеры в обязательном порядке будут и на этой выставке. Маленькие, бытовые, которыми космонавты любили снимать для своих личных архивов, а также особые. Известно, что процесс киносъёмки космонавты изучали на отдельных занятиях.
Так, в коллекции Рубцова есть кинокамера, которую специально создавали для съёмок лунной поверхности. В СССР тоже существовала своя лунная программа. В соответствии с ней для нового космического полёта Красногорскому механическому заводу была поставлена задача сделать кинокамеру. С её помощью советские космонавты должны были снимать через иллюминатор лунные горы и моря.
Вскоре группе конструкторов удалось выпустить совершенно новую технику, которая получила название «16ЛК-К1». Неофициально её стали называть «лунной камерой». Правда, выполнить своё главное предназначение — побывать на спутнике нашей планете — ей так и не пришлось. Американцы нас опередили в лунной гонке, в итоге советскую программу из-за огромных трат на неё свернули. Впрочем, красногорская камера нашла своё применение в обычных космических полётах.
Её экземпляр, имеющийся у Рубцова, просто не был востребованным космической индустрией. С сожалением исследователь отметил, что к концу 70-х годов с началом реализации программы «Интеркосмос» на борт стали брать только импортные кино- и телекамеры. Возможность прикоснуться к тем редким предметам, составлявшим когда-то космическую славу нашего государства, и даст готовящаяся выставка Киномузея.
Фото автора