В Старой Руссе стартовал фестиваль фильмов об истории и культуре Великого Новгорода
1 октября в научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского состоялся показ фильма «Граффити Софийского собора Великого Новгорода».
Режиссером Татьяной Дьяконовой снято уже 6 фильмов, посвященных феномену настенных храмовых надписей — своеобразных посланий из древности. Кинофестиваль — совместный проект Новгородского музея-заповедника, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина (Санкт-Петербург) и Новгородской митрополии РПЦ. Фильмы Дьяконовой будут демонстрироваться также в Великом Новгороде, Валдае, Боровичах и Чудове. Даты показов приурочены к престольным праздникам.
Твой день
Почему для начала была выбрана Старая Русса? Все просто: это вообще был ее день. В минувшее воскресенье был праздник иконы Старорусской Божией Матери. Кроме того, отмечалась знаменательная дата — 25-летие передачи епархии Воскресенского кафедрального собора Старой Руссы. К юбилею открылась фотовыставка. Да и фестивальный показ предварила демонстрация фильма-документа с рассказом о том, как всё происходило 30 сентября 1992 года. Вот с этой ностальгической ноты, пожалуй, и начнем.
Первые же кадры вызвали в зале оживление. Вот они — участники и главные действующие лица: моложавый председатель Облсовета Николай Гражданкин и совсем уж юный рядом с ним глава областной администрации Михаил Прусак.
А вот ставит свою подпись под актом передачи директор музея-заповедника Николай Гринев, увы, ушедший от нас в этом году.
Борода Владыки Льва еще не вся седа. Говорит он о том, как символично, что данное событие совершается в день поминовения святых мучениц Веры, Надежды и Любови. И как важно всем нам преисполниться и веры, и надежды... И преодолеть тяготы, выйти из непростой жизненной ситуации, в которой оказались...
Мог бы и сам митрополит увидеть с экрана себя. Но в этот день он сослужил Патриарху Кириллу на великом освящении Успенского кафедрального собора в Ташкенте.
Вот чин освящения возвращенного Воскресенского собора, служба. У детишек, пришедших со своими родителями, теперь, должно быть, свои дети. И тех же лет примерно.
Пара слов — не грех
У истории — совсем другие сроки. Наверняка режиссеру Дьяконовой думалось, кто они — эти люди, оставившие по себе память в храмах? Другие ли, как время?
— Нет! — ответила Татьяна Ивановна. — Они могли знать глаголицу, мы знаем «компьютерный» язык — и что? Суть человеческая, мне кажется, та же. Есть тело, и есть душа — ей тоже нужна пища. Религия, искусство, книги, музыка, всевозможная информация... А впрок или во вред — человек выбирает сам.
Кто-то скажет: постойте, выбор-то был совсем не тот. Наверняка поменьше было искусов. И больше упования на Бога.
Кто-то поставит «плюсик» нам, сегодняшним: уж каковы бы мы ни были, а в храмах «царапать» не станем. Некультурно это!
Савва МИХЕЕВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН, в самом начале фильма про «граффити» как раз касается этого вопроса.
— Вся стена испещрена. Как же так? Нельзя же! Но никто не писал на фресках. Многие надписи оставлены самими клириками. Это не считалось грехом.
Господи, помози
Еще бы, ведь надписи, как правило, богоугодного содержания. Слова из молитв, просьбы, обращенные к Богу. Например, такого содержания: «Господи, помози рабу своему Фариману, Глебову отроку». И все просто. Не считая Фаримана, конечно. Что за человек, называвшийся так странно?
А ученый нам объясняет, что это имя скандинавского происхождения, не растворившееся еще в славянской среде.
Или еще: «Господи, помози рабу своему Сандусу». Причем написано справа налево. Лишь при изучении летописных источников, где помянут половецкий князь Сантус, осенило, что текст мог быть написан половцем или иным новгородцем тюркских кровей.
Есть надписи на греческом. Но это, скорее, славянских рук дело. Грамотные же люди жили в древнем Новгороде!
А как вам такая подпись — Кулотка? Может, из поселка Кулотино кто отметился в веке XII примерно? Между прочим, между именем и названием есть-таки нечто общее. Того же корня слова, что и «кулак», допустим.
Или такой «автограф» — Дамашка Мыслятинич. Савва Михайлович разъясняет особенности славянского образования и произношения имен. Дамашка — производное от Домослава, скорее всего. А Мыслятинич, вполне вероятно, мог являться отпрыском какого-нибудь Мысломира.
В Софии — самое средоточие средневековых надписей. До настоящего времени их открыто около 800. Ни в одном другом древнерусском храме столько нет.
И конечно, не все на стенах, аки по писанию. Вспомним-ка про сущность нашу неизменную. Так, некий «граффитчик» явно привнес нечто фольклорное. Пойми, кто может. «Сидит пирог в печи, как гритьба (дружина то есть) в корабли. Перепелка парит в дубраве. Поставил кашу. Поставил пирог». Другой неизвестный автор ниже приписал: «Усохните руки». Однако и это не все, настенную беседу продолжил кто-то третий, воздыхая сокрушенно: «Ох, душе грешный».
— Неизвестно, за кого же он помолился, — замечает Савва Михеев. — За первого или же за второго?
Но факт, что «народный мотив» (считалочка, может быть?) явно не прошел «цензуру».
* * *
И кто бы догадается без режиссерской подсказки, что у ведущего фильма день съемок был днем рождения? Что он вообще-то хотел уехать из Новгорода пораньше — домой, к близким и друзьям. А из этого ничего не вышло. Только фильм. В котором Савва Михеев с видимым удовольствием повествует на тему, которой владеет прекрасно. Рекомендуем к просмотру.
А если есть такая возможность — отправляйтесь на фестивальные показы фильмов Татьяны Дьяконовой. Кстати, фестиваль продлится до 10 декабря. Заключительный показ состоится в праздник иконы Божией Матери «Знамение» в Музее изобразительных искусств.
Фото Александра Кочевника