или Увлечение отца и сына, которое началось со «Смены»
В Валдайском Доме народного творчества проходит выставка «Полвека с фотоаппаратом. Отец и сын», на которой представлены лучшие работы Юрия и Руслана Мауткиных.
— Сам я местный — валдайский, — говорит Юрий Александрович. — Фотографией увлекся в 8 классе. Тогда самым ходовым был аппарат «Смена». Стоил он прилично — 20 рублей, притом что минимальную зарплату людям платили в пределах 50 рублей. Не хотелось просить денег у родителей, тем более что лишних и не было. Летом на каникулах подвизался лыко драть и заготовителям сдавать. За сезон собрал нужную сумму. И понеслось...
Снимал Юрий много, отдельной комнаты для лаборатории в квартире не было, приходилось то затемнять спальню, то в ванной проявлять и печатать снимки. Говорит, что сейчас дома не один десяток коробок хранится с негативами.
— Учился фотоделу по научно-популярным книжкам, а также путём проб и ошибок. К тому же практиковаться часто приходилось на службе — я гидрологом трудился, изучал водоемы Валдайской возвышенности, а отчеты нужно было обязательно подкреплять визуальным материалом. А что может быть лучше фотографий? — продолжает беседу Мауткин-старший.
Юрий Александрович не любит постановочных снимков, говорит, что таким способом просто можно добиться идеальной картинки. Куда сложнее, но при этом и интереснее ухватить кадр, увидеть и запечатлеть то, что другими остается незамеченным.
— Есть в моей коллекции и портреты, и репортажи, но больше люблю фотографировать природу, пейзажи. Помню, как-то прогуливался по берегу озера. Оно только льдом стало затягиваться. Иду и слышу тихий звон, идущий от берега. Понять ничего не могу, потому что не вижу источника звука. И только когда к кромке подошел, заметил, что кончики травинок, свисающих над водой, тоже замерзли и превратились в колокольчики. Ну разве я мог пройти мимо такого чуда! — показывая на фотографию этих колокольчиков, рассказывает собеседник.
Сын Руслан, когда подрос, тоже стал проявлять интерес к фотографии. Признается, что поначалу ему просто было любопытно, чем это отец ночами занимается, ну а когда тот показал процесс проявки снимков, их корректировки по четкости, выделения каких-то отдельных элементов кадра, то захотелось попробовать самому. И его первым аппаратом тоже стала «Смена».
Если Мауткин-старший и по сей день остается верным черно-белой фотографии, то младший давно уже снимает цвет на цифру. Но при этом, как и отец, старается избегать постановочных кадров.
Выставка «Полвека с фотоаппаратом» — четвертая по счету для Юрия Александровича и уже не первая совместная с сыном: предыдущая была посвящена Валдаю — старому и настоящему.
— Для последней экспозиции мы отобрали, как нам кажется, лучшие наши работы, — резюмирует глава семьи Мауткиных. — И специально не стали делить выставочное пространство для меня и для сына, а распределили одинаково мои черно-белые снимки и его яркие в цвете, чтобы у зрителей была возможность не только сравнивать, но и ощутить их равнозначность и равноценность.