Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» представит программу российских спектаклей на площадках Великого Новгорода и онлайн-показы зарубежных постановок
XVI Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» пройдёт в Великом Новгороде с 8 по 12 октября. В афише значатся 17 спектаклей из 9 стран мира. Из-за пандемии коронавируса нынешний фестиваль пройдёт в необычном — гибридном — формате. Что это значит? Об этом «НВ» рассказала шеф-координатор Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка», пресс-секретарь Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый», который является автором фестиваля, Татьяна БОБРОВА.
— Татьяна, поясните, онлайн-программа иностранных постановок — принципиальная позиция или кто-то из зарубежных гостей хотел приехать?
— Онлайн-программа отчасти компенсирует нам отсутствие приглашённых зарубежных коллег, многие из которых находятся в более сложных пандемических условиях, чем мы, и не могут приехать из-за закрытых границ.
Некоторым театрам, как Городскому театру Билефельда, повезло, что их спектакли качественно и классно отсняли, чтобы даже в период изоляции театр мог продавать билеты на онлайн-стриминг своих постановок: они ставили и играли оперы и балеты, не встречаясь со своим зрителем лицом к лицу. Постановка «Франкенштейн» хорошо подошла нам по теме и по концепции, это — отличный пример немецкого драматического театра.
Мы благодарны Французскому институту в Санкт-Петербурге, Швейцарскому совету по культуре Про Гельвеция, Посольству Канады, которые поддержали свои театры. Мы даже в таком формате продолжили наши добрые партнёрские отношения, потому что сегодня даже трансляция спектакля часто связана с тем, что театр должен сначала хорошо отснять спектакль, а потом его показать на фестивале. И если швейцарский театр имеет трудности с приездом в Россию, то вариант показа спектакля «Фокус-покус» — это шанс нам всем совершить виртуальный тур в другую культуру и другой театр.
— А как вообще проходил отбор спектаклей?
— Мы получили очень много предложений показать спектакли онлайн. Но решающим стало качество съёмки. К сожалению, часто театры обладают рабочими записями спектаклей, мы видим, что это — потрясающий спектакль, он прекрасно был бы сыгран вживую в Новгороде. Но в момент, когда мы отбираем постановки для онлайн-программы, нам надо более высокое качество съемки. Латвийский театр кукол, например, специально снимал для нас премьеру этого сезона «Принцессу на горошине», и это будет премьерный показ онлайн-спектакля у нас на фестивале.
Я убеждена, что театр на экране не заменит живого дыхания зала. Но онлайн-программа даёт возможность увидеть спектакли тем, кто не может быть в Великом Новгороде.
Даже если бы мы привезли «Франкенштейна» из Германии, билетов бы не досталось многим, а онлайн-показ даёт возможность жителям Старой Руссы, Окуловки, Холма увидеть тот театр, с которым нас объединяют отношения городов-побратимов. Не говоря уже о том, что ваши друзья из Хабаровска или Орла могут спокойно и, главное, бесплатно посмотреть фестивальные спектакли.
— Несмотря на так называемый гибридный формат, в программе фестиваля в этом году значатся и новые страны. Чем интересны их проекты?
— Это как раз тот случай, когда именно пандемические ограничения отчасти помогли фестивалю. Привезти из Кейптауна балет Стравинского с большим количеством танцовщиков и огромными куклами, которые пышут огнём, со сложными техническими трюками — это огромный бюджет для фестиваля, долгий процесс, вписаться в график гастролей «Джанни Янг Продакшенс» сложно. Но «Жар-Птица» прекрасно снята и показывает тот высочайший класс, который труппа создает на сцене. Джанни Янг любезно согласилась открыть наш фестиваль своей постановкой в онлайн-формате, и мы впервые показываем театр ЮАР. В «Жар-Птице» она отдаёт дань балетам Фокина, но при этом вводит невероятно сложные инженерные конструкции и кукольных персонажей огромных размеров, которые живут в спектакле: гигантская птица, змей, фантастические создания, которые сопутствуют главной героине, Искательнице.
Вторая постановка — уникальный «экологический» театр из Индонезии, кукольный театр «Пэйпермун» со спектаклем «Ведро букашек». Спектакль снимался в период локдауна, это настоящее кукольное кино о мальчике, который подружился с жуками и путешествовал по большому лесу, но ему и его новым друзьям угрожает пожар, потому что безответственные взрослые ради выгоды готовы спалить лес. Спектакль был отобран как один из лучших мировых спектаклей для детей и показан на Всемирном конгрессе театров для детей и молодёжи в Японии в этом году.
— Каждый год фестиваль стремился делать фокус на одной стране — рассказать чуть больше о театре Швейцарии или показать, чем живет в разных жанрах, от кукольного до танцевального, театр Франции. В 2019 году был французский фокус. На ком делаете акцент в этом году?
— В этом году, пусть и виртуально, мы делаем акцент на канадском театре и объявили 12 октября Днём Канады. В мире часто знают Канаду как страну потрясающего цирка Дю Солей или режиссера Робера Лепажа с его необычными визуальными спектаклями. Но канадский театр обладает совершенно уникальным театральным ландшафтом: он настроен на маленького зрителя. Мы посетили (виртуально) одну из ведущих мировых ярмарок «Синарс» в Канаде и познакомились с участниками. Нам было важно показать детский спектакль и спектакль для взрослого зрителя. WeeFestival из Торонто показывает «Старик и река» — смешную и мудрую историю хмурого деда, который ворчит на весь мир, обижен на своё одиночество и неожиданно вместо привычной рыбалки встречается с духом реки, неугомонным Фейри. Это, конечно, история про дружбу взрослого и ребёнка, но спектакль так здорово сделан, у него такие живые кукольные персонажи, что наблюдать за ними — одно удовольствие. Линда Хилл, режиссер спектакля, очень точно нашла в маленькой истории выразительность, юмор, эмпатию, и, что важно, постановка совсем без слов рассказывает, как можно подружиться с чужаком. WeeFestival — это один из ведущих театральных фестивалей для детей сегодня в Канаде, и этот спектакль — визитная карточка детского театра этого фестиваля.
Полная противоположность — «Немой Макбет», трэш-история в стиле объектного театра для взрослых, в котором трэш — это как раз мусор и беспорядок, который устраивают чета Макбетов. Отталкиваясь от сюжета шекспировской трагедии, два артиста при помощи пантомимы, литров бутафорской крови, бумаги, пластика создают мир войны и хаоса. В этом есть какое-то назидание королям: все короны бумажные, в наследство будущему остаются хаос и мусор, объедки со стола власти. Спектакль успели показать более двадцати фестивалей, но для России это первый показ труппы La Fille Du Laitier из Монреаля.
— А кто гвоздь российской программы?
— Это самый сложный вопрос. С одной стороны, зритель почти сразу раскупил билеты на «Вафельное сердце» Творческого объединения Т9 и Центра Мейерхольда из Москвы. Но тут, конечно, работает популярность книги и ожидание искренней истории (спектакль уже получил премию за лучшую мужскую роль на Национальной премии «Арлекин»). И почти сразу исчезли билеты на спектакль «Джинжик» Театральной лаборатории Яны Туминой. Если вкратце о сюжете: в мусоре бедный старик находит пингвиненка, называет его Джинжик и пытается спасти его в своем холодильнике. Яна Тумина — современная волшебница кукольного театра, её спектакль — это первая гастрольная поездка «Джинжика» за пределы Санкт-Петербурга. Но, с другой стороны, мы очень хотели показать и Кировский театр кукол с его фантасмагорией по Гоголю, его фантазиям на тему «Петербургских повестей».
Поэтому трудно выделить из тщательно отобранной программы один театр и сказать: срочно бегите за билетами. Надо сказать: срочно бегите на фестиваль, такое бывает раз в два года.
Теги: Великий Новгород, театр Малый, Царь-Сказка, фестиваль