Актриса театра рассказала о подневольной профессии и свободе на сцене
Премьеру «почти мюзикла» «Есенин» сегодня, 11 марта, увидят гости Новгородского областного театра драмы имени Достоевского. В постановке режиссёра Николая Русского прозвучат воспоминания о Есенине, его автобиографические заметки и, конечно, стихи. Перед публикой предстанет образ живого, близкого человека, его мечты и разочарования, метания и душевная боль, любовь и трагический финал.
Накануне премьеры о новом спектакле и актёрской работе в целом «НВ» поговорили с актрисой Светланой ВИНОКУРОВОЙ.
— Светлана Викторовна, как вы относитесь к личности и творчеству Есенина?
— Максим Горький назвал Сергея Есенина «законченно русским поэтом». То есть он совершенно русский. Русский в абсолюте. Мне это близко. Можно сказать, что в спектакле я играю дух поэта. И мне хочется пригласить всех на премьеру, чтобы и они окунулись в поэзию. Стихи Есенина, может быть, раскроют что-то русское и в нас.
— Как много свободы у актёра внутри предложенной роли?
— Всё зависит и от актёра, и от режиссёра. У меня всегда была свобода на сцене, я всегда работаю на равных с режиссёром. Хороший режиссёр должен не только реализовывать свои амбиции, но и дарить людям тот театр, который они хотят видеть.
— Насколько вы готовы к эксперименту в своей работе? К примеру, иммерсивный спектакль «Маленькие картинки» — не совсем стандартная постановка для труппы театра драмы.
— Так и есть. Но для меня участие в «Маленьких картинках» — не первый такой опыт. Элементы иммерсивности присутствовали и в других спектаклях. Я понимаю природу этого и как это играть. В «Маленьких картинках» мне предложили текст Достоевского. И я с ним работала внимательно и самостоятельно. Потом сложившийся образ был вписан в рамки спектакля.
— А вам приходилось отказываться от роли, поскольку она вам не близка?
— Профессия актёра такова, что мы — люди «подневольные», но у каждого из нас есть личная свобода. Актёр всегда может интерпретировать роль так, как считает нужным. Думаю, что от этого и зависит, насколько актёр — личность, насколько он интересен зрителям. И вряд ли зрителю интересно смотреть на послушных болванчиков.
— Со стороны кажется, что в последние годы жизнь вокруг и внутри театра драмы оживилась?
— Возможно, если сравнивать с другими культурными учреждениями. Но говорить о полноценной активности в пандемию — странно. Хотя в моём сознании пандемии не было. В моменты затишья, самоизоляции я занималась собой. Так, без отрыва от работы закончила два института: управленческий и по психологии. Занимаюсь саморазвитием. Когда руководство театра в очередной раз обращает на меня внимание, активно включаюсь в работу.
— А ваши планы на будущее?
— Тесно связаны с театром. Хочется, чтобы сцена была достойно оснащена в техническом плане. Чтобы театр стал одной из городских точек притяжения. Чтобы сюда ходил общественный транспорт. Чтобы пары, молодые родители с детьми гуляли рядом, смотрели на афиши, хотели зайти. Когда я смотрю на здание театра отстранённо, то могу представить, как он будет выглядеть после реконструкции. А представить — это уже очень большое дело.
Теги: Великий Новгород, театр драмы, культура