Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

По одёжке встречают

Завтра Боровичи станут самым нарядным городом области

Выставка «Наряды для русских красавиц» была открыта для посещения в Музее истории города Боровичи и Боровичского края ещё в августе. Но торжественное открытие состоится действительно завтра, 8 сентября.

— Мы намеренно подождали наступления осени, — сказал «НВ» куратор выставки (проект колесит по России), искусствовед, историк моды, москвич Андрей БОРОВСКИЙ. — Заканчиваются летние хлопоты и отдых.

Появляется интерес к одежде. Похолодало, однако.

— В России этот интерес и в тёплые дни никуда не денется. Но у нас тут особая история — народный костюм. Из собрания московского коллекционера Любови Алиповой. Это подлинники традиционного крестьянского костюма. К счастью, есть у нас люди, которые собирают, хранят и демонстрируют такие вещи. Народный костюм — часть нашей национальной идентичности. А Любовь Анатольевна прослеживает его развитие на протяжении почти двух столетий.

Бытует представление, что народный стиль — нечто сформировавшееся и неизменное. 

— Это, конечно, не так. Во все времена есть мода, престиж, желание показать свой статус и достаток. Есть также стимулирующий моду дефицит — не всё же производят у нас в стране. Такое же ошибочное представление, будто простая русская женщина всё делала сама. Сидела при лучине и ткала себе наряды. Во все времена самым ценным для шитья считался импортный материал. Восточные шелка, итальянский бархат, брюссельское кружево. Мы вот привыкли считать ситец своим…

«Я в берёзовые ситцы нарядил бы белый свет» — слово из песни не выкинешь. 

— На самом деле наша ситцевая слава появилась благодаря хлопку, а его привозили из Калифорнии, через океан. Русский костюм — прекрасная иллюстрация к тому, что можно взять что угодно и откуда угодно и сделать из этого русское. Национальность определяется не костюмом, а тем, кто его носит. Его мироощущением, эстетикой, вкусом.

Насколько велики региональные особенности традиционного костюма? 

— Регион или губерния — это слишком крупный план. Даже в масштабе села находились отличия: одна половина так ходит, а другая — иначе. Что, впрочем, более свойственно южной России. На Севере народный костюм — более цельный и сдержанный. Наиболее обобщённо можно выделить эти два типа — южный и северный.

Любовь Алипова основу коллекции заложила в Рязанской области, откуда она родом. Дома и стены помогают? Или же там традиция живее, чем, скажем, у нас на Новгородчине? 

— В рязанских сёлах до сих пор хранят традиционные наряды. Очень чётко прослеживается регламентация костюма. В зависимости от ситуации. Скажем, вот это замужняя женщина наденет на большой церковный праздник. И в моём понимании традиция там действительно живее. Но и новгородский костюм, относящийся к северорусскому типу, безусловно, тоже существует. И имеет свою интересную историю. Допустим, промышленно развитые Боровичи имели возможность одеваться богаче. Никакой костюм так не показывает достаток, как традиционный. В чём ещё свататься? Сразу видно, кто есть кто.

По одёжке встречают. 

— Конечно! Это зафиксировано в нашем культурном коде. Видимо, по той же причине было принято, и до сих пор так, показывать не тот достаток, который есть на самом деле.

На этот случай тоже имеются поговорки. 

— Да, даже самые бедные крестьяне были готовы пустить пыль в глаза — залезть в долги, но показать во всей красе девушку на выданье. Поэтому поколениями накапливали в сундуках роскошные вещи: сарафаны, кокошники, вышитые жемчугом. На Новгородчине же были жемчугоносные реки, но их в XIX веке испортил лесосплав.

Должен уточнить: мы сейчас говорим о народном костюме, а не о национальном. Есть страны, в которых это совпадает. В Японии не одну тысячу лет ходят в кимоно. Стоит сказать про Индию, и все вспомнят сари.

В Европе есть страны, где национальный костюм либо возрождён, либо придуман. Например, в Норвегии или в Швеции. Это — символ. Как флаг, герб, гимн. Наш национальный костюм — это тоже не то, что носилось в городах и сёлах. Сарафан и кокошник, в которых любила щегольнуть Екатерина II, — совершенно другой наряд. Вообще, одних лишь кокошников — более 100 разновидностей. Но человек с улицы обычно представляет себе этот женский головной убор, как у ансамбля «Берёзка» или у фестивальной «Катюши».

Нас, уличных, много. 

— Потому что информации мало. Считается, что в России и так все знают, что такое русский фольклор, русский костюм. Как русский язык. Чуть ли не с молоком матери впитали. А это не так. Не знают! Так вот же, пожалуйста, коллекция Алиповой. У неё — подлинные вещи.

Возможен ли некий ренессанс народного стиля? 

— Всему своё время, наверное. Когда-то русский авангард был заворожен ярким, искренним народным искусством — Малевич, Кандинский… Как заново влюбиться в один и тот же предмет? Но это же наше, это надо изучать. Можно, конечно, снова задать простой вопрос: а зачем? Есть множество людей, ничего не прочитавших из русской классической литературы. Они прекрасно себя чувствуют. Многие имеют смутные представления о русской истории. Их тоже это нисколько не печалит. Есть телевизор, Интернет — они всё знают. Но русский — это не надпись на майке, это культурный код, предполагающий всё же определённые знания. Как с этим быть? Назидание — вещь бесполезная, я считаю.

Но ведь было же: «кокошники в Голливуде», «дочь британского художника в русском наряде» — вы сами приводите такие примеры. 

— Русский стиль в мировой моде возник в начале XX века. Это продержалось почти 100 лет. Не вижу причин, по которым могло бы держаться и впредь. Цикл завершён. Ждать ли ещё 100 лет, когда Россия снова будет на Западе в тренде, этого я не знаю. Нам как-то больше о себе думать надо, это понятно.

Вы уже были в Боровичах?

— Спасибо выставке, надо же было её привезти. Совершенно покорён гостеприимством музея и тем, какой замечательный у него круг друзей. Прекрасные купеческие особняки, потрясающий мост.

А как насчёт вашего фамильного созвучия этому городу? 

— Ой, нет! У меня же проблема с ударением. Так и тянет акцентировать на втором слоге. На белорусский манер. В соседней державе есть деревенька с таким названием. Корни мои, я интересовался, как раз белорусские. Что касается созвучий, то русский язык ими очень богат. Вот вам коса и коса. Одной косят, другую носят.

Теги: Боровичи, музей, Наряды для русских красавиц, выставка

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА